30 марта 2022

«Хочу помочь детям научиться мыслить критически». Петербурженка создала проект о распознавании фейков для школьников

В начале марта в российских школах начали проводить уроки, на которых ученикам рассказывают о военных действиях в Украине. В ответ на это генеральный директор компании Geek Teachers и в прошлом учительница информатики Мария Плоткина запустила проект, посвященный умению распознавать фейки. Это бесплатные игровые задания для школьников, учителей и родителей, которые учат отличать мнения от фактов, искать и проверять информацию.

«Бумага» узнала у Марии, как она собрала команду профессионалов, готовых работать бесплатно, и почему считает, что проект не закроют.

Мария Плоткина

соосновательница шоу «Сменка» и серии занятий «Фейки»

— Расскажите, пожалуйста, как появилась идея проекта?

— У меня есть компания, в которой мы помогаем учителям быть современнее и любить свое дело. Например, проводим курсы по тому, как пользоваться сервисами и приложениями, полезными в преподавании, устраиваем вечеринки для них и образовательные фестивали. 1 марта нам начали писать учителя, что им присылают методички, по которым нужно проводить занятия [о спецоперации в Украине].

У учителя есть право не проводить урок, если он этого не хочет, без приказа директора. Но многие соглашаются, просто потому, что они так привыкли. Учителям нужна поддержка извне, чтобы разобраться в том, как правильно отстаивать свои права.

Мы опубликовали в своих соцсетях посты о том, что делать, на что ссылаться, если ты не хочешь проводить урок. Акция стала популярна, ее даже поддержали Екатерина Шульман, Саша Митрошина и Николай Давыдов, поделившись публикацией в своих сторис. После этого мне начали писать ученики. Они присылали фотографии с подобных уроков. Посты вызвали отклик и у родителей — они делились опытом, как получилось отказаться от таких занятий для их детей.

Я спросила себя: а что еще я могу сделать, чтобы изменить ситуацию? Подумала: окей, в школу поступают материалы [политического характера], а я запущу альтернативную волну, которая не будет связана с политикой или историей. Я создам проект про работу с информацией, журналистику, умение распознавать фейки. Хочу помочь детям научиться мыслить критически, сделать так, чтобы, когда они слышали что-то в школе, задавались вопросом, а так ли это? А, может, стоит перепроверить?

Я написала о своей идее в фейсбуке и сообщила, что мне нужна помощь. На пост откликнулось шесть методистов. Позже к команде присоединились учителя, копирайтер, дизайнер, ученый-лингвист, разработчики, блогер Саша Лапук, специалистка по фейкам, работавшая раньше во «ВКонтакте». Всего к проекту подключилось 15 человек, причем бесплатно. Видимо, у них была потребность сделать сейчас что-то полезное. Я очень благодарна всем, кто поддержал мою идею.

Фото из личного архива Марии Плоткиной

— Ваш проект — серия игровых уроков «Фейки» — состоит из трех занятий. Как долго они разрабатывались и чему посвящено каждое из них?

— Когда мы анонсировали проект в соцсетях, нам стали писать родители с просьбой прислать материалы занятий, выпускники школ говорили, что готовы отправить их учителям, с которыми продолжили общаться.

Три недели ушло на то, чтобы мы с командой методистов разработали уроки для учеников средней школы — это материалы, которые могут использовать как учителя, так и родители. Тогда я поняла, что нам нужен сайт, и собрала команду ребят, которые за три дня его сделали.

Первое занятие посвящено тому, как отличить факт от мнения. Скоро выйдет второе — про работу с фейковыми заголовками и фактами. Третье занятие включает в себя всё, что было в предыдущих, а также в нем рассказывается, как правильно выражать точку зрения и общаться с людьми, у которых другая позиция.

Наши занятия хорошо подходят для классных часов — там используются игровые задания. Некоторые из них можно давать ученикам в качестве домашней работы.

— Что вам помогло адаптировать непростой материал о фейках для школьников?

— В нашей команде есть действующие учителя, шесть методистов и девушка-лингвист, которая помогла нам найти правильную подачу. К тому же я сама три года работала в школе учителем информатики, пять лет — в дополнительном образовании, а потом была методистом, и этот опыт пригодился.

Когда мы завершили работу над первым занятием, попросили учителей в соцсетях нашей компании протестировать его. Семь человек из Петербурга, Челябинска, Красноярска, Пензы и других городов согласились это сделать и указали нам, что следует подкорректировать в занятиях. В итоге в проекте поучаствовали уже семь школ, но мы надеемся, что к концу мая о нем узнают больше человек и их будет уже 2 или 3 тысячи.

— Что нужно сделать учителю, если он хочет рассказать школьникам о фейках и провести занятия по материалам, которые вы разработали?

— Зайти на наш сайт и скачать материалы для занятия — они всегда в свободном доступе. Мы не стали делать форму регистрации, при которой часть учителей точно бы отсеклась. Нам было важно, чтобы люди провели занятия, даже если мы об этом не узнаем.

Фото из личного архива Марии Плоткиной

— Вы не боитесь, что проект могут закрыть или заблокировать? Есть ли у вас план на этот случай?

— Я больше боюсь не закрытия проекта, а того, что это может коснуться людей, которые над ним работают. Не думаю, что наши занятия кто-то запретит, потому что материалы нейтральные и там не к чему придраться. Мы не используем примеры, связанные с сегодняшней повесткой и историей, а берем их из литературы и физики.

К тому же мы не пытаемся выставить школьное образование в плохом свете и защитить какую-либо сторону в событиях, которые сейчас происходят [в Украине]. Фейки есть с двух сторон, так что мы помогаем обеим [лучше различать их]. Я считаю, что проект появился именно тогда, когда был нужен, потому что сейчас особенно сложно ориентироваться в информации.

Если проект закроют, я открою новый, только немного поменяю его направление. Я хочу, пока у меня есть возможность, работать над этой темой. Если не разрешат распространять наши занятия по школам, мы будем выходить на родителей.

У нас в планах — адаптировать занятия для начальной школы, заменив примеры на более простые. Еще хотелось бы создать игровую платформу, благодаря которой ученики смогут сами знакомиться с материалом, если им в школе его не рассказали.

Что еще почитать:

  • Как Минпросвещения рассказало родителям об «информационных атаках» против России. «Бумага» изучила методичку, которая сама подходит под критерии фейка.
  • «В обществе возникает культура недоверия». Исследовательница фейков — о том, как фальшивые новости распространяются в соцсетях и почему мы им верим.

Фото на обложке из личного архива Марии Плоткиной

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.