14 ноября 2022

На Сенной хотят восстановить уничтоженный 60 лет назад храм. Но для этого надо перестроить вестибюль метро

В Петербурге обсуждают целесообразность восстановления разрушенного более 60 лет назад Спаса на Сенной. Хотя все участники дискуссии согласны, что храм следует восстановить, конкретных решений по работам пока не принято, а сами работы потребуют реконструкции вестибюля «Сенной площади» и миллиардных инвестиций.

Суть. В круглом столе приняли участие представители ВООПИиК, Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Петербурга, «Петербургского метрополитена» и Союза архитекторов.

Председатель петербургского отделения ВООПИиК Антон Иванов заявил, что организация выступает за воссоздание «замечательного памятника позднего барокко». По его словам, объект ценен с точки зрения истории и градостроения, а петербургское законодательство рекомендует восстановление утраченных доминант.

Препятствия. При этом участники круглого стола отметили, что павильон станции метро «Сенная площадь» частично заходит на историческую территорию храма — и это одна из главных проблем, которые нужно решить при восстановлении Спаса. На круглом столе представили проект, при котором высоту павильона уменьшат и объединят его с павильоном «Спасской».

Как объясняет начальник архитектурно-строительного отдела ОАО «Ленметрогипротранс» Дмитрий Бойцов, при реализации проекта вестибюль «Сенной» придется снести, опустить на полтора метра и установить на один уровень с вестибюлем «Спасской», сделав из них единое пространство. Техническая часть объектов метро при этом останется под храмом.

Стоимость. Главный инженер Петербургского метрополитена Андрей Спиркин заявил, что имеющиеся у города технологии позволяют «рассматривать любые решения», но остается «вопрос стоимости этих решений». Необходимо также определить, какие объекты попадут в зону строительства.

Как уточняет «Фонтанка», член попечительского совета Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Петербурга Анна Хмелева оценила объем инвестиций минимум в 2,5 миллиарда рублей, а с большей вероятностью потребуется около 3–4 миллиардов рублей. Еще столько же средств может потребоваться на перестройку вестибюлей метро, пишет «Фонтанка».

Сроки. Неясно, когда производить эти работы. «Сенная площадь» — одна из самых загруженных станций города, обслуживающая до 70 тысяч пассажиров в день. Ремонт наклонного хода там запланирован на 2026−2027 годы, но планов по реконструкции сейчас нет.

Шаги. По итогам круглого стола участники пришли к выводу, что восстановить Спас можно, но пока нет единого мнения, как именно это сделать. В ВООПИиК заявили о необходимости запросить у Смольного и КГИОП «определенные средства» и «разработать варианты сочетания двух сооружений»: храма и вестибюля станции метро.

ВООПИиК и Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры Петербурга также заявили о том, что готовы собрать попечительский совет и инициировать встречу с профильным вице-губернатором Николаем Линченко, чтобы обсудить воссоздание Спаса на Сенной, пишет «Фонтанка».

История. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы построили на Сенной площади в 1758 году. В течение XIX века здание церкви неоднократно перестаивали. В 1938 году Спас на Сенной закрыли и сняли с охраны, а в 1961 году — взорвали вместе с соседним доходным домом. Вестибюль «Сенной площади» открыли два года спустя.

Приход Спаса на Сенной воссоздали еще в 2011 году. С 2011-го существует и разрешение на восстановление храма в исторических границах, уточняет «Фонтанка», однако никаких работ в этом направлении не проводилось. В 2014 году КГИОП признал фундамент здания объектом культурного наследия регионального значения, запретив на этом месте любые виды работ, кроме благоустройства или восстановления церкви.

Поддержите «Бумагу», чтобы мы с вами могли оставаться на связи 💚

поддержать
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.