10 ноября 2022

Правда ли, что изгнание поляков в ноябре 1612-го — это вершина русского патриотизма? Спойлер: да! Интервью с историком

В 2005 году в России установили новый государственный праздник — День народного единства, который отмечают 4 ноября. Его до сих пор называют искусственным. О том, что праздник не прижился в народе, говорит и криминальная статистика.

При этом события, к которым отсылает эта формальная дата, — создание второго ополчения и изгнание поляков — по мнению современных исследователей, действительно одни из самых важных в российской истории. Это момент патриотического подъема, успешной горизонтальной организации и объединения городов.

«Бумага» попросила петербургского историка Алексея Вовина рассказать, как было организовано второе ополчение и почему в этом случае государственная риторика оказалась права.

Алексей Вовин

историк, кандидат исторических наук

Действительно ли ноябрь 1612 года — важная веха русской истории

— Второе ополчение — это момент русской истории, когда впервые открыто формулируются представления о нации, появляются первые признаки формирования национального сознания. Второе ополчение собиралось не ради царя, а ради защиты русской земли.

В то время будущее выглядело тревожно и неопределенно. Cемибоярщина в Москве пригласила на московский престол королевича Владислава из Речи Посполитой, при том что не до конца было понятно, согласен ли он креститься в православие, — это было, конечно, самым принципиальным моментом в вопросе его приглашения.

Ощущение, что русская земля находится под угрозой, воспринималось не только элитами, но непривилегированными слоями населения. Второе ополчение очень пестрое по своему составу: там представлены разные социальные группы жителей Московского государства, которые объединяются вокруг общей идеи.

Кто и как организовал народное ополчение

— В период, предшествующий второму ополчению, во время царствования Василия Шуйского, сложилась ситуация, когда царь в Москве был практически отрезан от целого ряда территорий Московского государства и в первую очередь северных городов.

В то время мощных традиций местного самоуправления уже не существовало, как, например, это было 200 лет назад в Пскове и Новгороде. Но в условиях изоляции от московского правительства русские города проявили свою субъектность — способность действовать самостоятельно, договариваться друг с другом.

Одним из таких центров городского движения стал Нижний Новгород — там и начало формироваться второе ополчение.

Не стоит недооценивать фигуру Кузьмы Минина, который его возглавлял. Но при этом не нужно думать, что второе ополчение было успешным только благодаря ему. Прежде всего это определенная социально-политическая обстановка, готовность людей действовать.

Так, на общем собрании нижегородцев было принято решение, что все отдадут часть своих доходов в пользу ополчения, которому требовались деньги на припасы, провиант, жалованье и другие военные статьи расходов. Конечно, там были несогласные. И здесь очень интересно проявилась черта, характерная для Средних веков, — принцип «единачества»: если коллективный орган принимает решение, то оно обязательно к исполнению всеми его членами. У тех, кто отказался платить, отбирали имущество, а в некоторых случаях [их] превращали в холопов.

Вокруг Нижнего Новгорода начал формироваться круг городов, в которых происходили схожие явления: собравшиеся жители принимали решение поддержать Совет всея земли, как называло себя руководство ополчения. В состав второго ополчения входили люди из разных земель, преимущественно из городов севера и северо-востока, которые не были затронуты основными событиями Смутного времени.

Был избран военачальник — Дмитрий Пожарский. Он не принадлежал к очень знатному роду (нас не должно вводить в заблуждение, что он был князь: в иерархии элит московского государства многие князья стояли не очень высоко), но был достаточно опытным военачальником. Выбор пал на него, поскольку он участвовал в первом ополчении, собиравшемся за год до этого, но потерпевшем поражение. Кроме того, у Пожарского были поместья недалеко от Нижнего Новгорода.

Как ополченцам удалось взять Москву

— Второе ополчение просуществовало около года. Большая часть этого времени ушла на его сбор и тренировку. Не все участники имели боевой опыт, поэтому требовалась подготовка. Ополчение готовилось и одновременно медленно продвигалось западнее. Например, несколько месяцев оно простояло в Ярославле, укрепляя свое положение как в военном, так и в политическом поле, после чего выступило к Москве.

В Москве находился польский гарнизон. Он не мог противостоять подошедшему второму ополчению в прямом открытом полевом сражении. Чтобы увеличить численный состав гарнизона и привезти к нему продовольствие, к Москве двигался сильный отряд под руководством гетмана Ходкевича. Он попытался прорваться в Москву. Произошло сражение, в котором Ходкевич потерпел поражение. После этого судьба польского гарнизона в Москве была решена, прежде всего потому, что гарнизону было нечего есть.

Второе ополчение взяло штурмом Китай-город, то есть предпоследнюю линию московских укреплений. Вскоре после этого, 5 ноября (по новому стилю) 1612 года, будучи не в состоянии продолжать сопротивление, польский гарнизон сдался.

У второго ополчения не было длинной боевой истории, его победа была обеспечена не какими-то идеальными боевыми качествами. Но оно было достаточно большим в тот момент, когда силы всех участников Смуты уже были на пределе, ни у кого не было ресурсов и войск. К тому же у второго ополчения была идея, которая мотивировала людей.

Чем примечательно второе ополчение для истории

— Смутное время — это важный барьер между Средними веками и Новым временем, между архаикой и модерном. Существуют бесконечные споры, когда в России закончились Средние века и началось Новое время. Но если говорить о политической культуре, то события 1612 года — это и есть пограничный случай, когда из одного рождается другое.

Упоминавшееся выше «единачество», несомненно, было очень древним институтом, восходящим к глубокой старине, когда коллективные социальные организмы позиционировали себя как единое неделимое политическое тело. С другой стороны, идеи нации, выборности принадлежат наступающему или наступившему модерну.

Предшествующему периоду чужды понятия патриотизма, нации и самопожертвования ради нее. Политическое было представлено преимущественно «малыми формами»: отдельными городами или землями.

Вплоть до конца XV века, когда появляется Московское государство, ни о каком национальном единстве русского народа не могло быть и речи. Были лишь смутные представления о русской земле, но в большей степени как о культурно-религиозной общности. Появление Московского государства при Иване III, конечно, приводит к определенным изменениям, но плоды этих изменений становятся видны только 100 с лишнем лет спустя, во время Смуты.

Новому времени принадлежат концепты патриотизма, нации, государственного предательства. Впервые в русской истории появляется отсылка к идее обезличенной родины, или русской земли. Это идея не верности государю, а того, что русская земля, у которой нет царя, в опасности и ее нужно спасти. И второе ополчение примечательно именно этим.

Фото на обложке: Победа народного ополчения над поляками. Фрагмент горельефа с памятника Минину и Пожарскому. shakko (CC-BY-SA 3.0)

Поддержите «Бумагу», чтобы мы с вами могли оставаться на связи 💚

поддержать

Что еще почитать:

  • В Петербурге уже 10 дел о «фейках» об армии России. Рассказываем об обвиняемых — журналистах, активистах, священнике и кладоискателе.
  • «Барное дело» на Рубинштейна: кого задержали и арестовали, как обманывали клиентов и как облава связана с «ковидным сопротивлением».

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.