3 декабря 2019

В БДТ открывается фестиваль Яна Фабра — всемирно известного художника и театрального режиссера. Андрей Могучий, Дмитрий Озерков и сам Фабр рассказывают, что там будет

В декабре в БДТ проходит фестиваль Яна Фабра, знаменитого современного художника из Бельгии. В театре представят три его постановки, одна и которых — мировая премьера. На Дворцовой площади покажут запись перформанса, созданного Фабром к эрмитажной выставке в 2016 году, а в подвале БДТ работает выставка Пьера Кулибефа, посвященная художнику. 

Как появилась идея фестиваля и готовилась одна из постановок, чем отличается искусство Фабра и почему оно важно для Петербурга — рассказывают художественный руководитель БДТ Андрей Могучий, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков и сам Ян Фабр.

Андрей Могучий

Художественный руководитель БДТ

— Идея фестиваля возникла у нас с художником Шишкиным-Хокусаем на Венецианской биеннале на открытии русского павильона. Там мы познакомились с Яном Фабром. Я предложил ему поставить спектакль в Фанерном театре, и он, на удивление, практически сразу согласился. Обстоятельства сложились так, что всё это произошло довольно быстро, чему мы очень рады.

На фестивале Яна Фабра будет представлено три спектакля. Премьера Фанерного театра — «Ночной писатель» с двумя артистами, которые уже репетировали в Антверпене. Это Александр Молочников и Андрей Феськов. Премьера будет 14 декабря. В постановке наверняка еще будут дополнения: мы следуем за художественной мыслью, еще идут репетиции.

Второе событие, о котором я хотел бы сказать, — «Воскресение Кассандры» в Каменноостровском театре. Это мировая премьера, сделанная в копродукции компанией Яна Фабра Troubleyn и БДТ. Эта история больше гастрольная. И спектакль Preparatio Mortis будет представлен на основной сцене Большого драматического театра.

Отдельно хочу сакцентировать внимание на том, что в пятницу, 13 декабря, после Preparatio Mortis будет большая дискуссия-марафон. Это мероприятие, сделанное совместно и по инициативе Эрмитажа. Это традиционное мероприятие Эрмитажа, которое в этот раз имеет выездной характер. Туда можно приходить, начало в 20:30 — вход свободный.

Марафон продлится часа три, у нас много спикеров — около 15. Все мы будем говорить об искусстве, естественно, которое, как заявлено, нарушает границы. Будет панель, посвященная взаимодействию театра и музея, и я надеюсь, что эту панель откроет Михаил Борисович Пиотровский и расскажет нам о новейших тенденциях в слиянии театра и музея. Вторая панель будет посвящена сакральности архитектуры, Фанерному театру и этнографическим истокам архитектуры. И третья — мифологии творчества.

Также в достаточно необычном пространстве в подвалах Большого драматического театра уже открыта выставка Пьера Кулибёфа.

Дмитрий Озерков

Заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа

— Для меня большая честь представлять развитие проекта, который в 2016 году мы начали выставкой Яна Фабра в Эрмитаже. Для Эрмитажа это был большой челлендж. Это был и разговор со старым пространством, и вторжение Яна во фламандское искусство с современным фламандским вкусом и мыслью, и выставка, имевшая гигантский резонанс самого разного рода.

Помимо художественного резонанса проект имел скандальный социальный резонанс: все вдруг стали говорить про права животных. Всё началось с разговора о том, что можно показывать в музее, а что нет, а закончилось тем, что Ян Фабр как раз выступает как защитник животных. И этот резонанс позволил выставке из рядового музейного события высокого художественного уровня стать еще и большим социальным разговором.

Я очень рад, что благодаря этому фестивалю и инициативе БДТ Ян Фабр снова в Петербурге. У Яна двойная идентичность, две компании — Angelos, которая производит искусство, и Troubleyn, которая производит театральные постановки. И сейчас Ян приехал в другом, так сказать, плаще — театральном, и мы увидим другую сторону его творческой личности.

Одним из ключевых моментов в эрмитажной истории был перформанс «Любовь высшая сила». Он представлял собой актера — это был сам Ян, который надел доспехи и как рыцарь современного искусства двигался по двору и залам Эрмитажа и преклонял колени перед произведениями искусства прошлого — перед колоннами, перед Рубенсом, перед портретами царей.

Получается, что рыцарь современного искусства охраняет старые истории, то есть современное искусство не разрушает, как многие считают, не издевается над старым, а наоборот, поклоняется ему. Этот перформанс превратился в видео, которое 7 декабря будет показано на большом экране на Дворцовой площади. И оно переходит в коллекцию Эрмитажа, что мы будем отмечать отдельно.

Тема «Любовь — высшая сила» является и темой, на которую сделал свой проект художник Пьер Кульбеф, с которым Ян давно сотрудничает. Пьер — художник, который всегда работает на границе видео и чего-то еще, других дисциплин. И работа, которая представлена в БДТ, имеет непосредственную связь с темой любви, которой озарен современный художник, который общается со старыми мастерами.

Собственно говоря, эта тема старого и нового, современного и классического, театра и музея и является ключевой темой того, о чем мы говорим здесь в эти дни [фестиваля Фабра в БДТ].

Перформанс Яна Фабра «Любовь — высшая сила» в Эрмитаже

Ян Фабр

Художник и режиссер

— Когда занимаешься изучением жизни животных, ты начинаешь понимать, как они общаются друг с другом, какие у них механизмы взаимодействия. И когда после этого снова смотришь на людей, начинаешь понимать, что общего очень много, и начинаешь искать связи. Эти связи помогают тебе по-другому взглянуть на жизнь. В этом смысле можно быть художником как в изобразительном искусстве, так и в театральном.

Когда мы с коллегами создаем, например, спектакль в моей мастерской в Бельгии, у меня на полу лежат репродукции Брейгеля, Босха, Рубенса. Мы смотрим, как там передается свет, какие там мизансцены. Мы вдохновляемся их творчеством и разбираем мои тексты в присутствии великих художников, которые помогают лучше понять, что я хотел сказать. При этом мои артисты-танцовщики, которые работают с нами иногда десятилетиями, получили образование в классическом танце, но в моем театре они обязаны знать, какую эволюцию прошла скульптура в истории изобразительного искусства, как изменился взгляд на человеческое тело.

Когда я готовил выставку в Эрмитаже, для меня было очень важно создать драматургию выставки. Мы проводим зрителя через прелюдию, первую часть, вторую, обязательно должна быть кульминация. Я создаю тот фокус, который необходим для взгляда на определенное произведение искусства. Вам кажется, что вы сами смотрите на него, но это не так. В этом смысле любая выставка — театрализация. Театральность — это и есть та связь, которая руководит мной уже 40 лет существования между театром и изобразительным искусством.

Версия спектакля «Ночной писатель», который мы покажем в Каменноостровском театре в декабре, — это версия для гурманов. Он будет проходить в очень ограниченном пространстве, это будет чистая работа с языком, спектакль для тех, кто любит и умеет работать с содержанием.

Для подготовки этой постановки русские ребята пять дней работали в моей студии Troubleyn в Антверпене. Первый день мы разбирали текст, его нужно было почувствовать. Мы поняли, что текст не ложится, и мы его вычитывали, проверяли все интонационные нюансы. Второй день мы анализировали текст, смотрели на содержание — там было много понятий и терминов, которые русские ребята не очень хорошо понимали и чувствовали. В третий день мы наконец поднялись на сцену и одним махом пробежались по всем мизансценам. У нас было по два прогона в день, и на пятый день у нас получился хороший спектакль в исполнении русских актеров.

В марте мы добавим к этому в общем интимному действу какие-то видеоинсталляции, я еще подумаю, что еще, но это будет уже не тот тихий спектакль, который мы покажем сейчас.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Новые тексты «Бумаги»
На «Бумаге» — премьера клипа «Научи меня жить» от группы «Простывший пассажир трамвая № 7»
От хюгге-кэмпа до экофермы: блогеры рекомендуют необычные места для путешествия по Ленобласти
Чем технология 5G будет полезна экономике и почему вокруг нее столько страхов? Рассказывает кандидат технических наук
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Как проходило голосование по поправкам в Петербурге: вбросы бюллетеней, коронавирус у членов комиссий и участки во дворах
Что смотреть в театрах Петербурга
Как театры Петербурга проведут годовщину войны? Изучили афиши на 24 февраля
«Это ответ на вопрос „Что я делал эти 8 лет?“». Директор фестиваля «Точка доступа» — о его закрытии
Путин предложил воссоздать Дирекцию императорских театров, объединив Мариинку и Большой
Петербургский театр Fulcro объявил о переходе в диджитал-формат. Что с проектом будет дальше?
Моника Беллуччи прилетит в Петербург и сыграет в спектакле на сцене Александринского театра
Петербургские музеи и выставки
4 выставки в Петербурге: нонконформисты, работы в технике фотограммы и другие проекты
В «Севкабель Порту» пройдет ярмарка современного искусства Port Art Fair. Чем там заняться?
4 выставки в Петербурге: от пейзажа в Эрмитажном театре до работ художника группы «АукцЫон»
4 выставки в Петербурге: африканское искусство, редкие издания Фонвизина и другие экспозиции
Насколько дороже стало ходить с детьми в петербургские театры, музеи и другие пространства? «Бумага» посчитала рост цен за последние годы
Где провести выходные
В Сосновом Бору — не только АЭС. Осмотрите детский городок и прогуляйтесь по дюнам на берегу Финского залива
Много озер, всесезонный курорт с автотрассой и деревянная церковь. Приезжайте в Сосново
Чем заняться в Токсове? Искупайтесь в одном из озер, осмотрите трамплины и церкви, понаблюдайте за зубрами
В Сестрорецке — пляжи, старые дачи и ленинские места. Прогуляйтесь по болоту на берегу рукотворного озера и посидите в тени соснового леса
Выходные и праздничные дни 2022 года. Календарь «Бумаги»
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.