12 мая 2023

Заповедник «правильной» истории. Как парк «Россия — моя история» оправдывает войну в Украине на деньги бюджета и «Газпрома»

В Московском районе Петербурга уже шесть лет работает мультимедийный парк «Россия — моя история». Внутри — красочные выставки об истории России, часть из них — для детей.

Историки всегда критиковали парк за искажение и выборочное освещение фактов, а также за небрежность к источникам. А после начала войны с Украиной в нем появились откровенно пропагандистские выставки. Парк, созданный при поддержке РПЦ, выступил в поддержку «СВО» и начал рассказывать о «героях» вторжения.

«Бумага» посетила главную злободневную экспозицию — об истории Украины — и изучила деятельность парка. Читайте, кто его финансирует, как он преподносит события и что об этом говорят историки.

Оглавление:


С 24 февраля 2023 года на пути к центральному входу в комплекс «Россия — моя история» на Бассейной улице располагалась выставка «Герои и подвиги». На плакатах были наравне представлены и участники «СВО», и красноармейцы, освобождавшие Украину от нацистов в годы Второй мировой войны.

Один из первых постеров гласил: «Позывной „Струна“». Далее — краткий рассказ о командире 810-й бригады морской пехоты РФ, который, как утверждал проект «Военхроники», желает оставаться анонимным. Ни имя, ни его «подвиг» не указали — из российских СМИ известно лишь то, что «Струне» 24 года, он воевал в Мариуполе, осаждал «Азовсталь», а потом подорвался на мине и ему ампутировали часть ноги.

Прогосударственные российские журналисты опознавали «Струну» на кадрах с фронта по неизменному красному рюкзаку. В октябре 2022-го Путин присвоил анонимному военному звание Героя России, а в 2023-м о нем практически ничего не слышно.

Выставка «Герои спецоперации» на территории комплекса «Россия — Моя история» в марте 2023 года. Фото: «Россия — Моя история» Санкт-Петербург / VK

Рядом со «Струной» — стенд про донецкую артиллеристку Ольгу Качуру, которая поддержала РФ в 2014-м и прославилась убийствами десятков людей «в борьбе за независимость и свободу Донбасса». В Украине ее заочно приговорили к 12 годам колонии за «участие в террористической группе». Качура погибла 3 августа 2022 года от артобстрела ВСУ.

Тут же без всяких объяснений — стенд с историей украинского морпеха Константина Ольшанского, который участвовал в освобождении Мариуполя и Таганрога от солдат Третьего рейха. Он погиб при обороне николаевского порта в 1944 году, уничтожив со своим отрядом из 57 человек более 700 противников.

Эти и другие плакаты были частью бесплатной масштабной выставки «Украина. На переломах эпох» в парке, которая проходила с 24 февраля по 23 апреля. «Бумага» посетила экспозицию и пришла к выводу, что подход к ее созданию показателен для всей российской пропаганды.

«Чудовищный исторический непрофессионализм». За что историки критиковали петербургский парк-музей

Петербургский комплекс «Россия — моя история» занимает 15 тысяч квадратных метров, внутри — три основных зала: два — по истории России и один — по истории Петербурга, а также шесть помещений для временных экспозиций. Парк входит в одноименную ассоциацию, возглавляемую митрополитом Тихоном (Георгием Шевкуновым), которого называют духовным отцом Владимира Путина.

К настоящему времени такие парки построены в 23 городах России — под патронажем входящего в состав РПЦ и возглавляемого Тихоном Патриаршего совета по культуре, а также при поддержке правительства.

Проект «Россия — моя история» стартовал в 2013 году с выставки «Романовы» в Московском манеже. В 2015-м выставка с названием будущего парка заняла один из павильонов ВДНХ и привлекла внимание журналистов рекламной кампанией: на одном из баннеров была несуществующая цитата Отто фон Бисмарка: «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя!»

В дальнейшем по мере расширения экспозиций историки нашли множество подобных ошибок, которые организаторы далеко не всегда исправляли. Так, в декабре 2017 года представители Вольного исторического общества (ВИО) потребовали провести экспертизу выставок, готовящихся в парке. Это была реакция на предложение Минобрнауки использовать музей для внеурочного образования студентов и переподготовки учителей истории.

В ВИО назвали выставку примером «чудовищного исторического непрофессионализма» и намекнули на искажение реальных событий в пользу РПЦ. Организация указывала на выборочность в предоставлении фактов и на небрежное отношение к цитированию исторических личностей.

«Вместо анализа истинных, логически объяснимых причин поведения людей или целых социальных групп используются не имеющие никакого отношения к политической истории „страшилки“. Такие, как „предательство“, „заговор элит“ и так далее, — писал в колонке для „Города 812“ кандидат исторических наук Даниил Коцюбинский. — Православно-самодержавная пристрастность и антинаучность данной экспозиции присутствует практически на каждом ее стенде».

Что не понравилось историкам на выставках парка? ↓

Представители ВИО предположили, что некоторые цитаты организаторы выставки «взяли из интернета», и указали на множество фактических ошибок. Среди них:

  • В качестве источника информации об Александре Невском использован апокриф — житие князя, «которое не может считаться исторически достоверным источником», а в качестве фактов преподнесены «не подкрепленные источниками мифы», писал кандидат исторических наук Даниил Коцюбинский.
  • На стенде «Раскаяние декабристов» сообщение о казни пяти лидеров восстания комментируется так: «На следующий день весь Петербург собрался на молебен, и горожане благодарили Бога за „избавление от неистовствующей крамолы“. Сенатскую площадь, где пролилась кровь, окропили святой водой». На чем основана информация о «всём Петербурге», авторы не указывают.
  • Великая смута на выставке представлена как результат польской интриги, большевики — немецкой; про декабристов сказано, что они — британские агенты. Документов, подтверждающих это, в экспозиции нет.

Руководство сети парков отрицало все обвинения. На тот момент замдиректора Елена Морозова отвечала в интервью «Бумаге» на претензию об «обелении» Ивана Грозного, что парк дает «разные взгляды на деятельность» царя.

В свою очередь митрополит Тихон (Шевкунов) говорил на открытии центра в Казани: «…Чтобы делать историю нашего отечества увлекательной, интересной, мы все-таки дерзнули предложить сделать ее единой — в фактах, источниках, в последовательности и повествовательности».

В итоге экспертизу выставок не проводили. А в 2021 году президент Владимир Путин одобрил инициативу Ивана Есина, нынешнего директора сети «Россия — моя история», включить парки в нацпроект «Образование». Через две недели губернатор Тверской области Игорь Руденя заявил, что с января 2022 года посещение тверского парка добавят в обязательную часть школьной программы. Отчасти так произошло и по всей стране: с сентября 2022-го в российских школах проходят «Разговоры о важном», на которых учеников, в частности, водят в парки «Россия — моя история».

Парк действительно интересно преподносит историю детям: в нем нет нудных рассказов — только экран, который можно пролистать, а можно и вовсе не смотреть. Основная информация, которую хотят донести до зрителя, написана лаконично, большими буквами и иллюстрируется картинками. Экспозицию «Рюриковичи» и вовсе озвучили голосами «Смешариков».

Это делает парк эффективным с точки зрения пропаганды, говорит «Бумаге» историк и политолог Яков Евглевский:

— Такие материалы нужно уметь подавать интересно, молодежь плохо знает историю. Вместо того чтобы эти знания им давать, старые мифы заменяют новыми. Организаторы таких выставок просто боятся умных людей. Умный человек им [детям] что-нибудь скажет, и самим им придется думать, расти до него, серьезные материалы находить.

Лекции пропагандистов и экскурсии для «детей Донбасса». Что происходит с парком после вторжения России в Украину

До «военного» 2022 года «Россия — моя история» проводила не только радикально пропагандистские выставки и мероприятия. Например, в 2021 году парк выпустил серию интервью ко дню памяти жертв политических репрессий, в 2018-м — документальный фильм о декабристах, а в 2019-м году при поддержке СЗИУ РАНХиГС там проходил фестиваль мира.

22 февраля 2022 года, когда Россия официально признала так называемые ДНР и ЛНР самостоятельными государствами, директор сети «Россия — моя история» Иван Есин выступил в поддержку действий властей РФ:

— Нужно знать российскую историю и понимать, что Донбасс исторически неразрывно был связан с Россией. По меркам истории те десятилетия, которые эти территории существовали в составе другого государства, — это миг. В течение столетий мы были одним народом, одной большой страной, — заявил он газете «Взгляд».

В апреле 2022-го в парке открылась выставка «НАТО и лидер альянса. Хроники жестокости», разработанная Российским историческим обществом, председатель которого — глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. Организаторы рассказывали о планах нападения США и их союзников на СССР, бомбардировках Югославии в 1999 году, а также показывали трофеи с войны в Украине, которые «свидетельствуют об участии НАТО в подготовке военной агрессии на Донбассе».

После начала полномасштабной войны в Украине в парк начали привозить детей с «освобожденных территорий». Первая экскурсия для детей из Донбасса прошла 24 марта 2022 года. Последующие были для детей из Мариуполя, находящегося под оккупацией России и объявленного городом-побратимом Петербурга.

На откровенно пропагандистские экспозиции украинских детей пока не водили или об этом не сообщали. При этом в отдельный зал, посвященный вторжению России в Украину в феврале 2022 года, уже успели сводить дипломатов из стран СНГ.

Помимо этого, с начала войны в парке проводят лекции от пропагандистов:

  • В марте 2022 года доцент института истории СПбГУ Владимир Калиновский читал лекцию об образе Крыма в истории России;
  • В ноябре 2022-го в парке открылась выставка журналиста-пропагандиста Александра Малькевича «Освобожденные территории. Война и мир глазами очевидца», которая представляет 50 фотографий Малькевича, сделанных на телефон и разделенных на рубрики «война» и «мир»;
  • В феврале 2023-го в парке выступил Николай Стариков — член партии «Справедливая Россия», один из лидеров движения «Антимайдан», которого в 2019-м году номинировали на сатирическую лженаучную премию «ВРАЛ». Стариков провел «авторскую экскурсию» по экспозиции советского карикатуриста Бориса Ефимова (умер в 2008 году), которую назвал «Ничего не меняется в мировой политике».

Главная провоенная достопримечательность сети парков до недавнего времени — выставка «Украина. На переломах эпох», которая шла два месяца.

От Волынской резни до Мариуполя. О чем рассказывает главная пропагандистская выставка музея

При входе на выставку «Украина. На переломах эпох» зрителей встречал видеоряд с цитатой из завещания Ярослава Мудрого: «Если будете жить в любви между собою, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим».

Среди событий из истории Украины на выставке были представлены лишь негативные, по мнению российской пропаганды, исторические моменты или указания на подчиненное положение Украины по отношению к России. Так, в нескольких залах тенденциозно говорилось о «создании Новороссии Екатериной II», о губерниях в составе Российской империи и о «проекте „Украина“». Во всех них словосочетание «независимая Украина» употреблялось только в кавычках.

В зале, посвященном украинским националистам (в первую очередь Организации украинских националистов и Степану Бандере), об их действиях во время Второй мировой и идеологии посетитель мог узнать лишь по словосочетаниям «Бабий Яр» и «Волынская резня», снабженным фотографиями, например, повешенных детей.

В зале о современной истории Украины (1991-2023) были обозначены лишь «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» и «Оранжевая революция» в 2004-м. В материалах сухо перечисляли события, но факты перемежались с оценочными суждениями вроде «так называемое протестное движение».

Новая, «послемайданная» история Украины (с 2014 года) уже прямо описывалась на выставке как приход к власти людей, которые «окончательно сломали прежнее государство, а нового не построили».

Что на выставке говорили о Майдане, аннексии Крыма и ЛДНР? ↓

В приветственном слове к выставке «Украина. На переломах эпох» оценочно рассказывали про Майдан: «Протестами воспользовались как внутренние оппозиционные силы разной степени радикальности, так и внешние игроки, в первую очередь США и Европейский союз». После фотографий столкновений протестующих и полиции шла цитата Путина, который говорил, что протесты спланированы заранее.

В зале о Крыме и его «воссоединении» с Россией тоже была цитата Путина: «В Крыму буквально всё пронизано нашей общей историей». Причиной того, что Россия аннексировала Крым, назывался «госпереворот», в результате которого с поста президента сбежал Виктор Янукович. Иллюстрацией для этих слов выбрали российского пулеметчика, который передает рыжего кота ребенку.

Рассказ о событиях 2014 года в Донбассе начинался со слов о том, что против мирных демонстраций Украина выставила вооруженные силы и начала «антитеррористическую операцию». Атаки на блокпосты украинских военных и захват административных зданий Донецка, Луганска и Харькова, в том числе штаб-квартиры СБУ в Харькове, не упоминались (хотя именно после этих событий началась АТО).

Сбитие малазийского боинга упоминалось вскользь, одним абзацем. Там было написано, что «стороны обвинили в инциденте друг друга». Хотя в 2023-м международный суд признал виновными в трагедии Игоря Гиркина (Стрелкова) и еще двух фигурантов.

Экспозиция делала резкий переход от 2014-го к признанию независимости так называемых ЛНР и ДНР в 2022-м. В подводке говорилось, что в период с 2014 по 2020 год на территории Донецкой и Луганской областей Украины погибло 149 детей (при этом не упоминалось, что за 11 месяцев войны в Украине погибло не менее 431 ребенка, по данным ООН).

В конце рубрики «Русская весна» экраны показывали результаты «референдумов» за вступление в состав РФ оккупированных территорий. ДНР — 99,23 %, ЛНР — 98,42 %, Херсонская область — 93,11 %, Запорожская — 87,05 %. Хотя их законность не признают ни Украина, ни западные страны.

Как еще на выставке манипулировали статистикой? ↓

Организаторы выставки использовали статистику, чтобы показать «бедственное» положение Украины.

В экспозиции были стенды:

  • о том, что в рейтинге свободы человека у Украины 132-е место,
  • что Украина занимает 101-е место среди 180 стран мира в ежегодном рейтинге свободы СМИ правозащитной организации «Репортеры без границ».

Эти данные устарели: на 2022 год Украина на 110-м месте в рейтинге свободы человека, а в рейтинге свободы СМИ опустилась на 106-е.

Авторы не упомянули, что Россия находится ниже Украины в обоих рейтингах: на 115-м месте по свободе человека и на 155-м по рейтингу СМИ.

Мариуполю, серьезно пострадавшему в ходе блокады российскими войсками, на выставке отвели отдельный зал. Проекторы показывали полеты дронов над разрушенными домами и еще несколько фото с тем же контентом. Информации о произошедшем представили мало, главный экспонат — короткометражные фильмы с рассуждениями российских солдат и сеператистов ЛНР и ДНР.

Единственный зал, где действительно можно было узнать об ужасах войны в Украине с помощью экспонатов, предпоследний — трофейный, хотя и там можно заметить пропаганду.

Какие экспонаты представили в трофейном зале:

  • на стенде под стеклом — документы граждан Украины: закрытые паспорт и военный билет, пробитые пулями права на имя Виталия Петровича Степашинена из Винницкой области;
  • рядом, уже в открытом виде, — удостоверение сотрудницы погранслужбы младшего сержанта Хаченко Ирины Федоровны и награда Алексею Горшкову за участие в АТО;
  • на соседнем стенде, и тоже под стеклом, — несколько мобильных телефонов, рации, маленький квадрокоптер и автомобильный номер;
  • рядом, за ленточкой, на полу — боевые трофеи: тубусы от гранатометов, в том числе Javelin, панама, каска, противогаз, бронежилет, кофта с надписью «Азов» и украинский флаг.

В последнем зале зрителей встречали свисающие с потолка портреты погибших в Украине российских военнослужащих с надписями: «Я ушел туда, где бог», «Я живой, но просто далече…», «Мама, ты прости…».

Выставкой «Украина. На переломах эпох» тема войны в музее не исчерпывается. В конце марта 2023-го в парке открылась экспозиция графических новелл «Герои спецоперации», разработанная университетом «Синергия» и обществом «Знание». До конца мая в парке проводят выставку о блокаде «Ленинградский альбом», которую организовали как часть акции «Расскажи мне о войне».

РПЦ и «Газпром». Кто руководит парком «Россия — моя история» и кто его финансирует

Историк Сергей Фирсов говорит «Бумаге», что о парке «Россия — моя история» можно понять всё, если прочитать, кто организует выставки:

— Если мы переступаем академизм, то становимся идеологами. Когда речь идет о таких деятелях, как Тихон Шевкунов, то всё понятно. Стоит задача, и он ее выполняет. Эти выставки готовятся таким образом, чтобы люди поняли, что надо понимать.

Митрополит Тихон (Георгий Шевкунов) на пресс-конференции ТАСС. Фото: Пресс-служба Общественной палаты РФ

Митрополит Тихон (Георгий Шевкунов), который имеет прямое отношение к парку как руководитель его постоянного партнера, патриаршего совета по культуре, известен антизападной позицией. С 2022 года он занимается проектами, оправдывающими войну в Украине.

Финансирование сети парков нередко происходит со стороны одной из главных для российской власти компаний — «Газпрома»:

  • Строительство парка в Петербурге обошлось в 1,7 миллиарда рублей. Тихон Шевкунов говорил The Bell, что в 2018-м «Газпром» выделил субсидии на три новых исторических парка в размере 360 миллионов рублей. Из бюджета Петербурга на парк официально было выделено 1,4 миллиарда рублей.
  • Продолжающаяся до сих пор выставка «Санкт-Петербург. История развития. 1703–2018» была открыта в рамках фестиваля «Друзья Петербурга», который с 2007 года организует «Газпром». Компания также организует в музее обеды для сотрудников.
  • Выставка «Украина. На переломах эпох» тоже оказалась связана с «Газпромом», выяснила «Бумага». Ее организовал фонд «Моя история», один из основных спонсоров которого — фонд поддержки социальных инициатив «Родные города» «Газпром-нефти». Компания пожертвовала фонду более миллиарда рублей в 2019 году и 3 миллиарда в 2021 году, писали «Важные истории».

Еще недавно на сайте исторического парка было сказано, что он «является структурным подразделением унитарной некоммерческой организации „Фонд гуманитарных проектов“» (сейчас эта информация удалена, но она сохранилась в кэше и на связанных с парком страницах).  Этот фонд («ФГП») в 2013-м основал Иван Есин, бывший юрисконсульт «Газпром-нефти», он и возглавил проект исторических парков. Главной целью «ФГП» указана «популяризация культурных и исторических знаний о стране».

Иван Есин, апрель 2020 года. Фото: i_yesin / Instagram

Сейчас Есину 39 лет, до 18 лет он жил в Астрахани. Игумен Астраханской епархии Павел называл Есина помощником епископа и вспоминал, что в родном городе предприниматель участвовал в создании инициативной группы по привлечению молодежи в храмы.

С 2021-го Есин также руководит фондом «Моя история», который существует больше семи лет и известен совместными проектами с Минкультом, получением денег от Фонда президентских грантов, работой на правительство Москвы и другие органы власти.

Директор сети еще с 2013-го организовывал непрозрачные схемы по проведению выставок: в частности, компания Есина «Смарт-групп» получала контракты на проведение исторических и православных выставок в Москве и Тюмени, контент для которых готовила другая его компания — «Фонд гуманитарных проектов», отмечал «Дождь».

Один из крупных нынешних подрядов фонда Есина «Моя история» — музеефикация и благоустройство комплекса «Херсонес Таврический» в Севастополе, где проводятся массовые мероприятия прямо в древних развалинах. Возглавляет «Херсонес Таврический» уже бывшая замдиректора петербургского парка «Россия — моя история» Елена Морозова.

Нынешний гендиректор петербургского отделения парка Олег Черняга — автор книги «„А о Петре ведайте…“. Хроника жизни и деяний Петра I». Его соавтор — писатель Александр Мясников, который знаком с митрополитом Тихоном.

Гендиректор петербургского отделения «России — моей истории» Олег Черняга. Фото: «Россия — Моя история» Санкт-Петербург / Facebook

Черняга в прошлом связан с властями Ленинградской области, заметила «Бумага». До музея он работал в благотворительном «Фонде строительства и поддержки храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи» Кировска вместе с Владимиром Трегубом, который до 2013-го управлял делами правительства Ленобласти. Другая их коллега Светлана Штучкова учредила фонд «Ренессанс» вместе с Ирадой Вовненко — некогда врио Исаакиевского собора, который хотели передать РПЦ.

В 2022-м Чернягу наградили премией «За заслуги в укреплении народного единства, сохранении культурного и исторического наследия имени Александра Невского». Он получил награду за то, что в 2021 году провел в парке более 600 патриотических мероприятий.

Обложка: исторический парк «Россия — моя история» в 57-м павильоне ВДНХ, Москва. Фото: Виталий Смольников / Коммерсантъ

Мы работаем для вас — оформите донат, чтобы «Бумага» и дальше писала о событиях в Петербурге

поддержать 💚

Что еще почитать:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.