24 января 2023

«Живописец вручает зрителю свою повестку». В «ЧВК Вагнер Центре» — выставка от «Z-художника» и философа, обвиненного в домогательствах

В «ЧВК Вагнер Центре» в Петербурге открылась выставка «Новый порядок» о «темной стороне американской гегемонии». Два основных лица мероприятия — автор картин постоянной экспозиции музея «Эрарта» Алексей Чижов и куратор выставки Александр Монтлевич.

Чижов сам называет себя «ватником». А философ Монтлевич, как вспомнили журналисты, еще год назад был в центре скандала о домогательствах по отношению к ребенку. В фейсбуке куратора нашли аватарку с радужной буквой Z и пост, где он обещал сделать «фотозону с кувалдой» на грядущей выставке.

«Бумага» побывала на выставке в пригожинском бизнес-центре, поговорила с ее куратором и рассказывает, что известно о Монтлевиче и Чижове.

Александр Монтлевич (слева) и Алексей Чижов. Скриншот видео c открытия выставки серии «Новый порядок» в «ЧВК Вагнер Центре». Фото: volnyNK / YouTube

Провоенная выставка «Новый порядок» появилась в «ЧВК Вагнер Центре». Пять лет назад ее показывали в «Эрарте» как «метафору современной геополитики»

Вечером 20 января 2023 года в «ЧВК Вагнер Центре» открылась выставка работ петербургского художника Алексея Чижова под названием «Новый порядок». Экспозиция, по словам организаторов, посвящена «темной стороне американской гегемонии».

Работы Чижова разместили в актовом зале и холле первого этажа возле лифтов и пустующего кафетерия. Это метровые полотна, выполненные «по канонам классической живописи». В них повторяются одни и те же мотивы: опиумные маки, попугаи и люди в военной форме, берцах и солнцезащитных очках. Лишь несколько картин (например, «Сеятель») Чижов написал в 2022 году — над остальными полотнами он работал до вторжения в Украину.

Выставку Чижова под таким же названием — «Новый порядок» — уже представляли в середине 2018 года в частном музее современного искусства «Эрарта». Большинство работ за пять лет не изменилось. Картины Чижова в музее выставляют с 2011 года, а некоторые работы художника — например, «Орфей и Эвридика» — входят в постоянную экспозицию «Эрарты».

В 2018 году в анонсе выставки не было слов об «американской гегемонии». В серии «Новый порядок», как тогда объяснял сам Чижов, он «пытался представить общую метафору современной геополитики», а некоторые посетители «Эрарты» пять лет назад вовсе трактовали выставку как «антимилитаристскую», рассказали они «Бумаге».

Сейчас Чижов, который называет себя «Z-художником», презентует «Новый порядок» как акт солидарности с российскими военными в Украине и протест против «глобализма и американского влияния». На полотнах, по словам художника, изображены «глянцевые» образы наемников США, а также опиумные маки, символизирующие «производство ложного сознания» и отсылающие к войне Америки в Афганистане.

Как опиум связан с войной в Афганистане?

США ввели войска в Афганистан после теракта 11 сентября 2001 года. Целью войны власти Штатов называли освобождение Афганистана от террористических организаций. Война была самой продолжительной в истории США. Американские бойцы покинули территорию Афганистана только в 2021 году, когда власть всё же захватило террористическое движение «Талибан» (запрещено в России).

Афганистан — крупнейший производитель героина в мире, и за время войны выращивание опиумного мака крестьянами, а следовательно и производство наркотиков, только увеличилось. Официальные российские лица неоднократно винили в росте наркопроизводства США. По мнению постпреда России при ООН Василия Небензи, Америка устроила а Афганистане «масштабный гуманитарный и экономический кризис» и «поставила бедных афганцев на грань выживания, вынудив многих из них продавать органы и детей», а также в больших масштабах производить героин.

Пять лет назад в интервью Piter.TV Чижов объяснял, что воины в окружении опиумного мака — это олицетворение губительности любой идеологии: от авторитаритарной до неолиберально-потребительской. Хотя уже в 2018 году, как отмечал интервьюер, Чижова называли «ватником», сам художник относился к этому определению «нормально» и говорил, что он «волк-одиночка в петербургской богеме».

Картина Алексея Чижова, которая была представлена выставке «Новый порядок» в «ЧВК Вагнер Центре». Фото: Alexey Chizhov / Instagram

Куратора выставки обвиняли в домогательствах по отношению к ребенку. Теперь Монтлевич предлагает судить поделившихся текстом об этом за «ЛГБТ-пропаганду»

Куратор выставки «Новый порядок» — выпускник философского факультета СПбГУ 39-летний Александр Монтлевич — работает в школе современного искусства «Смена» и преподает в Академии русского балета имени Вагановой.

Поддерживающий сегодняшние боевые действия Монтлевич несколько лет назад печатался в литературно-теоретическом журнале «Транслит», который после вторжения России в Украину занял антивоенную позицию. Для выставки работ Алексея Чижова в «ЧВК Вагнер Центре» Монтлевич создал текстовое сопровождение.

В начале 2022 года Монтлевич оказался в центре скандала, связанного с домогательствами по отношению к шестикласснику. Его коллега художница Мария Дмитриева рассказала в интервью изданию о современном искусстве «Крапива», что в 2020-м Монтлевич помогал присматривать за ее 10-летним сыном, а потом пьяным «караулил» мальчика у метро.

Однажды, по словам Дмитриевой, она якобы увидела, как Монтлевич вплотную прижимался к ребенку лежа на диване. Сейчас сайт издания «Крапива», где был комментарий Дмитриевой, не работает по техническим причинам, но копию опубликовало медиа «Сигма».

В беседе с «Бумагой» Монтлевич заявил, что его оклеветали. Коллег, которые поддержали Марию Дмитриеву и поделились ее обвинениями, философ предложил судить по новому закону об «ЛГБТ-пропаганде»:

— Первым [комментарий Марии Дмитриевой] опубликовало издание «Крапива», которое принадлежит Максу Евстропову (он входит в редсовет издания — прим. «Бумаги»), основателю арт-группы «Партия мертвых», который находится в федеральном розыске. На него заведено уголовное дело [об оскорблении чувств верующих], и, видимо, его стратегия была в том, чтобы опорочить и дискредитировать мою деятельность. Я думаю, что авторов текста на «Крапиве» можно в очередь поставить на проверку «ЛГБТ-пропаганды».

Причины «клеветы» Монтлевич видит в «противостоянии либерального лагеря с каким-то философским» и относит себя к последнему, потому что не поддерживает «западные ценности и все эти квир-движения».

По словам Монтлевича, Мария Дмитриева лично не высказывала ему претензий. Он утверждает, что художница могла позавидовать его карьере и «захотела популярности». «Сейчас, знаете, многие на антидепрессантах, психически неустойчивые после ковида. Лучше бы все занимались своими делами, снимали бы фильмы, делали выставки», — заявил он.

На вопрос, можно ли лишать свободы тех, кто «занимается своим делом» — например, снимает фильмы (Всеволод Королев создавал картины про фигурантов дел о «фейках» об армии, а позже его самого обвинили по этой статье), — Монтлевич ответил:

— Я не совсем понимаю, что значит «сажать за искусство». Это слишком абстрактная формулировка. Принят закон о «пропаганде» ЛГБТ, соответственно, писатели должны учитывать это и понимать, что издавать в России в текущий момент. И вообще, я не слежу за повесткой и новостями, где и кого сажают. Мне это неинтересно. Я читаю Канта с Гегелем, интересуюсь живописью.

Картина Алексея Чижова. В герое угадывается Игорь Гиркин (Стрелков) — бывший сотрудник ФСБ России, поддержавший отделение ЛДНР, один из четверых обвиняемых по делу сбитого в 2014 году над Донбассом малазийского «Боинга». Фото: Alexey Chizhov / Instagram

В фейсбуке Монтлевича была радужная буква Z и обещание устроить «фотозону с кувалдой». Философ заявил, что его страницу взломали

Спустя почти год после обвинений в домогательствах по отношению к 11-летнему мальчику Александр Монтлевич вновь появился в инфополе — как куратор выставки Чижова в «ЧВК Вагнер Центре». Как пояснил «Бумаге» сам Монтлевич, он согласился участвовать в мероприятии, потому что «ЧВК Вагнер Центр» — это «новый субъект, который активно работает на культурном и информационном поле».

— Для художника и для организатора это работа не с типичной арт-институцией, а с неким новым активным участником культурной жизни, это очень интересный эксперимент, — сказал он.

За три дня до открытия выставки странице Монтлевича в фейсбуке появился анонс мероприятия. Под постом были его комментарии с идеей устроить запись в добровольцы и обещанием организовать в пригожинском бизнес-центре «фотозону с кувалдой».

На аватарке в соцсети у Монтлевича с тех пор стоит фотография с буквой Z (символом российских военных) в цветах радужного флага (символа ЛГБТ).

На вопрос, что значит его аватарка и комментарии в соцсетях, Монтлевич заявил, что не заходил в фейсбук уже три месяца и что его якобы взломали:

— Знаете, с фейсбуком такая история, что за последние годы меня много раз взламывали. Посты, аватарки, комментарии и даже сообщения другим людям писал и выкладывал не я. С начала СВО к фейсбуку я имею мало отношения, соцсети Meta были признаны незаконными.

Куратор считает, что его бэкграунд вызывает интерес, поскольку он философ и еще в 2008 году писал тексты для сборников Евразийского союза молодежи, сотрудничал с Александром Дугиным. По словам Монтлевича, его аккаунт якобы взламывали люди «в режиме информационной идеологической войны».

— [Если говорить по поводу аватарки с радужной Z], насколько я знаю, во флаге ЛГБТ цвета в какой-то другой последовательности. Поэтому я смотрел на картинку со стороны и думал: «В чем здесь смысл?» Знаете, вообще красота в глазах смотрящего. Каждый видит то, что хочет, — прокомментировал философ.

При этом, как заметила «Бумага», после публикации скриншотов со страницы Монтлевича в медиа, комментарий об организации «фотозоны с кувалдой» исчез. Получить ответ философа к этому моменту не удалось.

Картина Алексея Чижова, которая была представлена на выставке «Новый порядок» в музее «Эрарта» в 2018 году. Фото: Alexey Chizhov / Instagram

На открытие выставки в «ЧВК Вагнер Центре» пришло около 30 человек. С художником поспорила «русская националистка»

В день открытия выставки «Новый порядок» в «ЧВК Вагнер Центре» собралось порядка 30 человек, сообщил корреспондент «Бумаги» с места событий. Обещанной Монтлевичем фотозоны не было, гостям раздавали буклеты с текстом, что «искусство стало новым фронтом эстетического и этического суверенитета». Пестро-зеленые образы военных были развешены на стенах первого этажа центра и соседствовали с белыми голубями.

В текстовом сопровождении, написанном Монтлевичем к выставке, говорится, что, проникнувшись творчеством Чижова, зритель может пойти на фронт добровольцем:

«Творчество Чижова и экспозиция его полотен в „ЧВК Вагнер Центре“ создают прецедент: вчера, начав моральную карьеру наемника на службе прекрасного, сегодня живописец вручает зрителю собственную повестку, завтра, взяв которую, тот, возможно, сделается добровольцем».

На открытии потенциальных добровольцев «Бумага» не заметила. На первом этаже бизнес-центра были пророссийские общественники и те, кто регулярно ходит на связанные с Пригожиным мероприятия. Среди них председатель «Союза донбассовцев СПб и ЛО» Сергей Лисовский и финский журналист Кости Хейсканен, который читал хвалебную речь на похоронах завербованного в ЧВК заключенного. Мимо выставочных стен проходил и один из победителей декабрьского хакатона «Вагнер Центра» по разработке программы для военных дронов.

В отличие от предыдущих мероприятий в центре на выставку пришли не только журналисты и общественники, но и группа молодых одетых по современной моде девушек. В беседе с корреспондентом «Бумаги» одна из них представилась «русской националисткой».

Именно «русская националистка» стала единственной, кто поспорил с художником Алексеем Чижовым. Девушка заявила, что «брутальные и глянцевые образы американских военных» на полотнах Чижова ярче показывают не «демонизацию, а героизацию западной гегемонии», истинные смыслы художника аудитория может не счесть.

Художник ответил: «Я не рассчитываю на дураков». После этих слов публика зааплодировала, повторяя слова художника. За неуместные вопросы сотрудники «ЧВК Вагнер Центра» назвали девушку «провокатором».

Остальные гости вопросов Чижову на открытии не задавали, но хвалили его и бойцов ЧВК «Вагнер». После недолгой вступительной части посетители за 15 минут внимательно осмотрели все картины и поспешили к выходу.


Выставка «Новый порядок» Алексея Чижова продлится до 20 февраля. Сейчас это не единственный культурный проект в «ЧВК Вагнер Центре». В холле, на входе в центр, до 27 января будет представлена серия фотографий войны «Добровольцы». Некоторые снимки сопровождаются «вещдоками»: национальным венком, молитвенником на украинском языке и крестом сгоревшей церкви.

В «ЧВК Вагнер Центре» выставки проходят с конца декабря, и сейчас реализовано уже три проекта. Кроме «Добровольцев» и «Нового порядка» в бизнес-центре выставку устраивали участники провластного мотоклуба «Ночные волки». Их проект «Война в лицах» состоял из скульптур, за каждой из которых скрывался рассказ о Великой Отечественной войне.

Мы работаем для вас — оформите донат, чтобы «Бумага» и дальше писала о событиях в Петербурге

поддержать 💚

Что еще почитать:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.