21 июля 2023

«Барби» и «Оппенгеймера» не посмотреть в российских кинотеатрах даже в пиратской версии. Почему? И когда ждать летние премьеры?

Весь мир делает мемы про одновременную премьеру фильмов «Барби» и «Оппенгеймер», аналитики прогнозируют им многомиллионные сборы, критики ставят высочайшие оценки. В России же эти фильмы не покажут.

После начала войны российском кинотеатрам и пиратам удалось наладить нелегальный показ фильмов от ушедших голливудских студий. Но именно летом 2023 года в сфере «параллельного проката» произошел кризис, из-за которого крупных премьер теперь, похоже, придется ждать месяцами.

«Бумага» рассказывает, почему это произошло и когда россияне смогут посмотреть «Барби» и «Оппенгеймера».

Как голливудские фильмы сейчас попадают в российский прокат?

Нелегально, так как все крупные голливудские студии прекратили работу в России и запретили прокат своих фильмов в стране из-за войны в Украине. Российские дистрибьюторы закупают цифровые копии фильмов (DCP) из Казахстана и прокатывают их в кинотеатрах без разрешения правообладателя.

Условно это называют «параллельным прокатом» — по аналогии с «параллельным импортом», который допускает ввоз товаров в Россию без согласия правообладателей. Но если «параллельный импорт» в России узаконили, то «параллельный прокат» так и не легализовали — впрочем, разоренную ковидом и санкциями индустрию кинопроката власти к ответственности за это нарушение не привлекают.

Как объяснял «Кинопоиск», вся торговля цифровыми копиями фильмов перешла в Telegram, где купля-продажа ведется в закрытых чатах и каналах, в которых состоят директоры российских кинотеатров. Читатели «Бумаги» рассказывали, что качество таких копий в кинотеатре не отличается от того, что было до войны. «Кинопоиск» пишет, что «пиратам» к осени 2022 года действительно удалось довести технологию копирования оригинальных DCP до ума, так что разницу в качестве не видят даже специалисты.

Один из участников кинорынка объяснял «Кинопоиску», что студии могли бы блокировать поставку DCP-файлов в Россию, но желания наводить порядок на «периферийных» рынках стран бывшего СССР у них, по всей видимости, нет.

Почему «Барби» и «Оппенгеймера» нет в российском прокате?

Лидером рынка «параллельного проката» стала компания WesternRus — она размещала копии для российских кинотеатров оперативнее прочих продавцов. Однако в июне в своем закрытом телеграм-канале компания заявила, что намерена приостановить свою деятельность в России на неопределенный срок, рассказывал профильный портал «Профисинема».

В организации, которая по сути занимается пиратством, формальной причиной для приостановки деятельности называли дальнейшее пиратство их продукции: в заявлении говорилось, что их копии переснимают и в дальнейшем распространяют без выплат — а компания просит за ключ к одной копии 100 тысяч рублей, пишет «Профисинема».

Как объяснили источники «Профисинема» и «Кинопоиска» на рынке, действия WesternRus — следствие конкуренции с российской студией дубляжа Red Head Sound, которая предлагает кинотеатрам копии фильмов значительно позже, но имеет два преимущества: просит меньше денег и привлекает к озвучке классические голоса дубляжа, к которым зрители привыкли в довоенное время. Из-за этого многие зрители просят кинотеатры прокатывать фильмы именно в озвучке Red Head Sound.

В Red Head Sound после ухода WesternRus заявили, что их политика действительно сказалась на решении казахстанской компании и объяснили ситуацию конкуренцией. «Мы не обязаны оправдываться за то, что с нами хотят сотрудничать, а с ними — нет. Что касается демпинга: Western выпускали релизы первыми, а значит имели все возможности собрать сливки, но наши партнеры выбирали ждать наш продукт, потому что он востребован», — сказали в студии.

Как пишет Cinemaplex, уже в начале июля WesternRus объявила о возвращении на российский рынок, но уже на новых условиях: теперь компания продает взломанные копии фильмов со стримингов. Такие копии легче взломать и, по данным источников «Кинопоиска», стоят они кинотеатрам 10 тысяч рублей. Но речи о премьере одновременно или близко по времени с остальным миром в таких условиях больше не идет: крупнобюджетные картины в случае кассового успеха выходят на стримингах лишь спустя несколько месяцев после театральной премьеры.

Когда теперь ждать летние премьеры?

Речь идет о позднем релизе не только «Барби» и «Оппенгеймера», но и других крупных премьер лета. Например, кинокомикс «Флэш», вышедший в мире в середине июня, начали прокатывать в российских кинотеатрах спустя месяц, когда состоялся цифровой релиз. Вероятно, примерно в одно время с «Барби» и «Оппенгеймером» в России начнут показывать новую часть франшизы «Миссия невыполнима», мировая премьера которой тоже состоялась в июле.

Точных данных о том, когда «Барби» и «Оппенгеймер» выйдут в цифровом формате, нет. Многое зависит от успехов этих картин в прокате. Зачастую студии дают картинам полтора месяца до цифрового релиза. Сиквел «Аватара», ставший одним из самых кассовых фильмов в истории, вышел на стримингах почти через четыре месяца после премьеры.

Главный редактор «Кинопоиска» Вадим Елистратов пишет, что ожидать нелегальную российскую премьеру «Барби», «Оппенгеймера» и седьмой части «Миссия невыполнима» можно в октябре.

А эти премьеры вообще стоят ожидания?

Премьера «Барби» и «Оппенгеймера» состоится 21 июля и пока всё указывает на то, что оба фильма станут кассовыми хитами. У «Барби» уже лучшие предпродажи билетов с выхода фильма «Аватар: Путь воды», аналитики прогнозируют картине Греты Гервиг сборы от 140 до 175 миллионов долларов в дебютный уик-энд, что может стать рекордом для фильмов, срежиссированных женщинами. От «Оппенгеймера» аналитики ждут сборов в 52−72 миллиона долларов в первые выходные, что сопоставимо с самыми успешными в этом отношении картинами Кристофера Нолана — «Начало» и «Дюнкерк».

На кассе фильмов, вероятно, положительно скажутся высокие оценки критиков. На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes «Барби» набрала 89 % позитивных отзывов на основе 177 рецензий, «Оппенгеймер» же набрал 93 % на основе 161 рецензии — критики почти единогласно называют этот фильм лучшим в карьере Кристофера Нолана.

Фото: JustRalphy / Twitter

И можно ожидать, что не последнюю роль в успехе фильмов сыграет феномен «Барбенгеймера» (или «Барбигеймера») — мем, основанный на одновременной премьере красочной комедии о жизни в кукольном мире и мрачной биографической драмы о создателе атомной бомбы. Подробнее о том, как «Барбенгеймер» захватил соцсети и, похоже, побудил многих запланировать просмотр «Барби» и «Оппенгеймера» подряд, можно прочитать у «Кинопоиска».

Разбираемся, что на самом деле происходит

Оформите платеж в пользу редакции «Бумаги»

поддержать

Что еще почитать:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.