Искусствовед Полина Любимова обнаружила на Удельном рынке почтовую открытку, которую отправила в 1923 году из Египта художница Александра Щекатихина-Потоцкая. Артефакт стоил всего 50 рублей.
Свою находку Любимова передала в дар в отдел Востока Эрмитажа. Такие исторические вещицы могут попасться на блошиных рынках каждому, если обладать определенными знаниями, считает искусствовед.
«Бумага» показывает старинную открытку Щекатихиной-Потоцкой и рассказывает, как Любимова нашла ее.
— История с открыткой Щекатихиной-Потоцкой случилась в августе [2023 года]. В Петербурге я каждые летние выходные отправлялась на Уделку. И для меня это такой любимый спорт — искать сокровища на блошиных рынках. И в один день я решила на дорожку покопаться в открытках по 50 рублей в каком-то рандомном месте, — рассказывает «Бумаге» Полина Любимова.
Внимание специалистки по восточной культуре привлекла открытка с изображением египетской семьи, девушка сразу же решила ее купить и отложила в сторону.
— Когда я перевернула открытку, начала читать текст и увидела подпись «Щекатихина-Потоцкая», в моей голове сложилась совершенно фантастическая история. Сопоставив подпись с изображением египетской семьи, я просто испытала чувство, будто гром среди ясного неба, — объясняет Любимова.
Дело в том, что иллюстратор и участник объединения «Мир искусства» Иван Билибин в 1920-х годах уехал в Египет с возлюбленной Людмилой Чириковой. Но в один момент художник возобновил переписку со своей давней знакомой Щекатихиной-Потоцкой, предложил выйти за него замуж и переехать к нему из Петербурга в Египет вместе с ее сыном Славчиком. И художница согласилась.
В тексте на обратной стороне найденной на Уделке открытки упоминается имя сына Щекатихиной-Потоцкой и довольно коротко описывается каирская жара и то, как художница со Славчиком начинает немного понимать арабский. Эту открытку Александра Щекатихина-Потоцкая отправила в середине 1923 года — в первые месяцы после переезда к Ивану Билибину.
— Если бы у меня не было контекста в голове в силу профессионального опыта, я бы, наверное, не смогла совместить все факты. Для кого-то это была бы обычная открытка, — размышляет Полина Любимова. — Ценность таких вещей именно в контексте, в том, что это часть судеб великих деятелей культуры и искусства первой половины XX века. И у Билибина, и Щекатихиной-Потоцкой были такие великолепные навыки обращения к национальным стилям, что они помогали им чувствовать и другую культуру. Мы все любим Билибина за его иллюстрации к сказкам, но не менее ярки и интересны его работы, связанные с тем же Египтом. Соответственно, Щекатихина-Потоцкая тоже напиталась египетскими образами.
С ноября 2022-го по апрель 2023 года в Эрмитаже проходила большая выставка «Египтомания», на которой представляли вещи, связанные с влиянием египетской культуры на мировое искусство. Одна из витрин была посвящена как раз творчеству Ивана Билибина и Александры Щекатихиной-Потоцкой.
На случай, если такая выставка повторится, Полина Любимова передала отделу Востока Эрмитажа открытку, обнаруженную на блошином рынке.
— Процедура довольно легкая. Если вы хотите что-то подарить Эрмитажу, вы приходите в сектор новых поступлений, предлагаете вещь. Затем специалист музея проводит экспертизу, выносит решение, нужна вещь музею или нет. В моем случае оказалась нужна. Мы буквально в течение недели подготовили документацию, я подписала акт передачи в дар произведения искусства, — объясняет девушка.
Искусствовед Полина Любимова — специалист по искусству стран ислама, сотрудница Эрмитажа и автор блога о культуре Востока. По ее словам, она довольно часто находит артефакты на рынках. «Приезжая в любой новый город, я первым делом нахожу там блошиный рынок, потому что это портрет города, где можно увидеть срез уникальных для города вещей. Обожаю охотиться на рынке в Манасе в Дагестане и рынке Ферикей в Стамбуле», — говорит она.
— На Уделке я довольно часто нахожу какие-то шедевры. Так как я коллекционирую культуру мусульманского Востока и Кавказа, это часто какие-то очень узкие вещицы: керамика, дерево с насечкой, кавказское серебро, живопись ленинградской школы. Если собрать все мои вещицы, можно действительно составить небольшую, но яркую коллекцию, — добавляет Полина Любимова. — Но на самом деле я уверена, что любой человек может набить глаз и руку и научиться искать шедевры на блошиных рынках и на барахолках. Главное, чтобы у вас был багаж еще каких-то смежных знаний, чтобы уметь определить, что же за сокровища вы нашли.
Видите, есть и хорошие новости 💚
Мы продолжим рассказывать вдохновляющие истории — а вы можете поддержать нашу работу
поддержатьЧто еще почитать:
- В дореволюционном Петербурге жили сотни художниц, но их дома не отмечены мемориальными досками. Где и кого можно было бы увековечить
- Каких художниц дореволюционного Петербурга вы знаете? Вот карта с адресами 40 женщин, не попавших на мемориальные таблички