28 ноября 2018

Этой зимой в Петербурге будет так же скользко и грязно? И станет ли меньше падающих сосулек?

Из-за снегопадов и минусовых температур коммунальные службы Петербурга и Ленобласти переходят на зимний режим работы. На дорогах уже появилась первая снегоуборочная техника.
«Бумага» рассказывает, как будут убирать снег и наледь этой зимой, чем будут посыпать дороги и тротуары, а также станет ли меньше сосулек на крышах домов.

Будет ли снег скапливаться на улицах этой зимой?

В Смольном обещают убирать снег с улиц максимально оперативно, но этой зимой городским службам придется убирать большую площадь. За счет строительства новых дорог она выросла на 364 тысячи кв. м и превысила 59 млн кв. м.
При этом штат дорожных предприятий, которые должны будут убирать Петербург, укомплектован не полностью, сообщили «Бумаге» в комитете по благоустройству. Например, дворников нанято только 85 % от необходимого количества. Город будут убирать около 4 тысяч человек, еще около тысячи дворников будут «привлекать по аутсорсингу» — то есть не на постоянной основе, а при необходимости. Этой зимой для ручной уборки дворникам выдадут велосипеды и скутеры.
К уборке привлекут больше 1500 единиц техники (столько же было и в предыдущие годы, когда на тротуарах лежали горы неубранного снега), среди них — тракторы для уборки тротуаров, снегопогрузчики, самосвалы и новые вакуумные пылесосы. При отрицательных температурах техника будет каждую ночь дежурить в 124 точках города около набережных, мостов и других объектов, а когда к городу будут приближаться снегопады, на улицы заранее выйдут 222 машины, чтобы максимально оперативно начать уборку.
Вывозить снег зимой будут на 11 снегоплавильных и 7 снегоприемных пунктов «Водоканала». По данным Смольного, прошлой зимой с улиц Петербурга вывезли 2,5 млн кв. м снега.

Будет ли грязно на улицах?

Как и во все последние годы этой зимой соль в чистом виде в Петербурге использовать не будут. Ее количество начали уменьшать в 2011 году. Бывший тогда губернатором Георгий Полтавченко заявил, что горожане крайне недовольны большим количеством соли: на улицах было грязно из-за того, что она растапливает снег. Кроме того, техническая соль может вредить здоровью людей и животных, вызывать коррозию труб и мостов, мешать работе теплосети, канализации и водопровода. В 2009 году жильцы дома 23 по Миллионной улице даже судились со Смольным из-за применения соли, но проиграли.
После 2011 года количество соли начали уменьшать, заменяя ее песко-соляной смесью, которая на 90 % и более состоит из песка. Смесь не растапливает снег, но разрыхляет его, после чего техника сметает его к обочинам, а ночью снег вывозится. К 2016 году использование соли свели практически к нулю.
Такой метод уборки дороже использования дешевой соли, но в Смольном подчеркивали, что на улицах стало более сухо при минусовых температурах. Однако из-за песка в городе стало более грязно. Кроме того, оставшийся после зимы песок забивает канализации, а в городе каждый год очень много пыли. При этом руководитель движения «Красивый Петербург» Красимир Врански утверждает, что с каждым годом ситуация с количеством пыли в Петербурге ухудшается. Он связывает это с плохой работой дорожных предприятий, а также их несогласованностью при уборке снега.
Этой зимой коммунальщики будут, как и прежде, работать со слабосолевым раствором, которым обрабатывают скользкие места у рек и каналов, и песко-соляной смесью, которой будут посыпать улицы для борьбы с гололедицей. В комитете по благоустройству «Бумаге» сообщили, что дорожники уже закупили 80 % необходимого на зиму песка, в течение зимы они будут постоянно поддерживать двухмесячный запас реагента. Только за зиму 2017–2018 года на дороги высыпали около 150 тысяч тонн песко-соляной смеси. В 2017 году использовали порядка 200 тысяч тонн, а в 2016 — около 70 тысяч тонн.

Будут ли улицы посыпать гранитной крошкой, как в Европе?

Эксперимент с гранитной крошкой в Петербурге проводили несколько раз. Впервые гранитную крошку по примеру Финляндии решили использовать зимой 1997–1998 года. Тогда подготовили около 12,8 тонн материала и несколько месяцев рассыпали его на улицах, в том числе в центре города. Эксперимент оказался провальным: чтобы использовать гранитную крошку, нужна раздельная канализация, а 70 % петербургской работает по общесплавной системе, то есть туда попадает и дождевая вода, и хозяйственно-бытовые стоки из домов, и промышленные стоки. В итоге крошка вместе с талым снегом попала в городскую канализацию и забила трубы, из-за чего многие улицы оказались затоплены. Опыт решили повторить в 2005 году, но результат был примерно такой же.
Снова рассыпать крошку решили в 2012 году, но только на отдельных улицах с малым движением транспорта и открытым водоотводом: это значит, что дождевая вода и растаявший снег попадают не в канализацию, а напрямую в ближайшие реки и каналы. Ежегодно количество улиц, где используется крошка, увеличивается (сейчас в списке более 300 адресов; большая часть в отдаленных районах и пригородах, например Петергофе), но в Смольном отмечают, что для эффективной работы крошки на дорогах необходим снежный накат (уплотненный слой снега на дороге), однако из-за сильного автомобильного трафика на центральных магистралях города снег сходит, а крошку машины раскидывают по обочинам. Кроме того, из-за частых перепадов температур снег тает, и крошка царапает проезжающие машины.

Будут ли с крыш падать сосульки?

Каждую зиму петербуржцы попадают в больницы из-за падения сосулек, иногда такие случаи заканчивают смертью. Так, только за февраль и март 2018 года в Петербурге более десятка человек пострадали от падения сосулек и льда с крыш, одна женщина погибла. В некоторых случаях наледь сбрасывали работники коммунальных служб, в других она, не убранная вовремя, сыпалась сама.
В последние годы с сосульками в городе пытаются бороться с помощью технологии «холодный чердак». На чердаках коммунальщики оборудуют изоляцией все трубопроводы с горячей водой и выносят вентиляцию канализационных стояков за их пределы. Кроме того, они делают теплоизоляцию всех выходов на чердаки и вентиляционные каналы. После таких работ крыши зданий не обрастают наледью в течение зимы.
Однако ремонт по этой технологии с 2014 по 2017 годы был проведен только на одной тысяче крыш города. Вместе с тем, зимой снег и наледь очищают с 13,5 тысяч кровель, а 5 тысяч официально признаны Смольным потенциально опасными. Именно на них образуются большие сосульки. К тому же эти здания находятся на пешеходных маршрутах. В 2018 году Смольный резко увеличил план ремонта чердаков. Только в Центральном районе до конца года должны провести работы на 987 домах. Однако потенциально опасных крыш в районе всё равно гораздо больше — порядка 2 тысяч.

Куда жаловаться, если улицы плохо убирают?

За уборку городских улиц отвечает комитет по благоустройству. Пожаловаться на наледь можно по дежурному телефону: 314–60–13 (круглосуточно). Список телефонов организаций, которые занимаются уборкой дорог, можно посмотреть здесь.
Чистить дворы от снега обязаны управляющие организации, ТСЖ и ЖСК, которые обслуживают многоквартирные дома. Можно пожаловаться туда напрямую, а узнать, кто именно отвечает за ваш дом — например, на сайте «Реформа ЖКХ». Полный список управляющих компаний Петербурга также есть здесь.
Кроме того, по поводу сосулек можно позвонить по общему телефону горячей линии жилищного комитета: 710–44–54 (с 9:00 до 20:00).
Обращения и жалобы можно отправить и онлайн на нескольких сайтах: правительственном портале «Наш Санкт-Петербург», а также сайтах «Красивый Петербург», РосЖКХ и «Сердитый гражданин».
Следить за качеством уборки снега можно онлайн. Все снегоуборочные машины в Петербурге оборудованы навигаторами, за их передвижением можно будет следить на карте.

Фото на обложке: gov.spb.ru

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.