18 октября 2022

«Мне казалось, что я вступаю в диалог со всеми — но вступал в диалог с себе подобными». Режиссер Ладо Кватания — о разочаровании в профессии и самом сильном впечатлении после начала войны

Ладо Кватания — российский режиссер грузинского происхождения. Он снимал клипы для Оксимирона, Манижи, Noize MC и Дельфина и короткометражные фильмы на русском языке. В апреле 2022 года Кватания выпустил дебютную полнометражную картину — «Казнь» с Нико Тавадзе в главной роли.

Режиссер рассказал Paper Kartuli об отказе от государственных денег, войне, которую пережил в детстве, и планах снять фильм на грузинском языке.

О войне и отношениях с государством

— После начала войны я абсолютно потерял интерес к своей профессии. Я разочаровался в том, что делал, и признался, что большинство из нас — и я в том числе — существовали в некоем вакууме. Любая форма искусства вступает в диалог. Мне казалось, что я вступаю в диалог со всеми — но вступал в диалог с себе подобными.

Я отказался от государственного финансирования: с момента начала войны я не взаимодействую с государственными деньгами. Ни комедия, ни пропагандистская история никаким образом не уживаются в моих реалиях, а все темы, которые меня интересуют, — под запретом. Умирают люди — всё, точка.

Я был в эпицентре событий грузино-абхазского конфликта: находился у своих родственников в момент начала войны 93-го года. Помню, как мы покидали территорию. Я постоянно думаю о детях и взрослых, которые переживают эти чудовищные события. Я общался с детьми [из Украины], которые рассказывали о том, что на их глазах на мине подорвалась их любимая собака. Что будет с людьми, которые видели это?

Я не поддерживаю войну. Парадокс заключается в том, что, когда российская культура вдруг оказалась под запретом в мире, российская государственная система сама же оккупирует российскую культуру и запрещает ее, прекрасно справляясь без сторонней помощи.

Фото: Кирилл Воронцов

О семье и Грузии

— Долгое время я не мог найти в себе силы, чтобы начать что-то делать. Одно из самых сильных впечатлений за всё это время — когда понимаешь, что нет ничего важнее семьи. Это единственное, что помогло мне каким-то образом выстоять.

Мой отец грузин, моя мама с Украины. Большую часть моей жизни мы прожили в России. У нас есть родовые гнезда [дома] в Чхортоли, Очамчире и Зугдиди. У нас в селе есть орешники, мои родственники живут этим промыслом — продают орехи. Это небольшой доход, но он позволяет содержать дом и детей, которые ходят в школу.

В Тбилиси родственников у меня нет. Но каждый раз, когда я оказываюсь здесь — ощущение, что я дома. Не проходит свечение — дурацкая улыбка весь день. У этого места есть уникальная айдентика, которую я не найду ни в одном другом городе мира.

Одно из самых любимых мест в Тбилиси — Старый город. Хожу [здесь] часами. Тут можно увидеть удивительную архитектуру, образцы с конца XVII — начала XIX века. Люди, которые сами живут в тяжелых условиях или у которых дом в аварийном состоянии, поддерживают сохранность исторических зданий, пытаются сохранить этот культурный код.

О пропаганде и фильме «Казнь»

— Я считаю себя мультикультурным человеком и космополитом. Я понимаю контекст исторических событий в Грузии, но важно, чтобы люди понимали, что необходимо разделять: есть жители РФ и есть государственная повестка и идеологии. И это не одно и то же.

В большинстве своем люди, поддерживающие войну, сами не берут в руки оружие. Это тот самый ужас пропаганды, когда люди транслируют идеи, в которые сами не верят. Когда выключается камера и свет софитов, они ведут совершенно другую жизнь. Такие персонажи — я их называю «актеры в СМИ» — интересные фигуры с точки зрения изучения. Мне интересно, о чем думает этот человек, когда засыпает, когда надевает костюм и становится другим. Это чудовищно.

Надеюсь, у нас получится провести показы фильма «Казнь» в Грузии. Мы показали его на фестивалях в Штатах, Испании и Роттердаме. Картина вышла в прокат в России. Мне важно транслировать идеи и смыслы, заложенные в картине: человек, работающий внутри системы, постепенно деградирует, разлагается и становится частью этой отвратительной системы. И его неминуемо ждет наказание.

О грузинских фильмах и новых смыслах

— Задолго до войны я пришел к тому, что чувствую связь с Грузией и мне важно интегрироваться в местную культуру. Сейчас я работаю над короткометражным фильмом-клипом для «Мгзавреби» (грузинская музыкальная группа — прим. Paper Kartuli).

Мне хочется снять фильм на грузинском языке — ищу тему и сюжет. Это точно сделаю, вопрос времени. Если я планирую говорить о культуре, я должен быть полноценно в нее интегрирован — чувствую очень большую степень ответственности.

Я слежу за фестивальной жизнью по всему миру: каждый год в Каннах и на других международных знаковых фестивалях со своими картинами участвуют грузинские режиссеры. Например, «Брайтон-4», который успешно пошел по миру и попал в шорт-лист «Оскара».

На мой взгляд, один из фильмов, который важно посмотреть всем — особенно в нынешних обстоятельствах, — «Мандарины» режиссера Зазы Урушадзе. Этот фильм исследует тему войны. Насколько актуальная, сильная картина — особенно музыкальная тема.

Великий режиссер — Тенгиз Абуладзе. Знаменитая лестница из его фильма находится в Старом городе Тбилиси, куда сам периодически захожу, чтобы просто побыть там. Мне нравится 13 Tzameti режиссера Гелы Баблуани.

Наверное, для меня сейчас эпоха новых смыслов. Я нахожусь в процессе формирования этих смыслов, чтобы понять, зачем опять заниматься искусством. Важно фиксировать время и ретранслировать его для потомков — тех, кто будет нас спрашивать, какими мы были в сегодняшних обстоятельствах.

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Военное положение
«Живописец вручает зрителю свою повестку». В «ЧВК Вагнер Центре» — выставка от «Z-художника» и философа, обвиненного в домогательствах
В Петербурге задержали военного, обвиняемого в дезертирстве. Таких случаев десятки
В телеграме публикуют фото и видео систем противовоздушной обороны на крышах домов в Москве. Что об этом известно?
Власти Ленобласти отменили запрет митингов. И назвали эту меру «избыточной»
Затоплены, замусорены и сокрыты. В каком состоянии бомбоубежища Петербурга — и почему большинство горожан их не найдет
Мобилизация
«Медиазона»: ЧВК «Вагнер» снова вербует заключенных — но желающих в этот раз намного меньше
«Можем объяснить»: у аспирантов ИТМО требуют предоставить военно-учетные данные
CNN: Путин планирует мобилизовать еще 200 тысяч человек. Песков, как обычно, это отрицает
47News: осужденный петербуржец вышел на свободу после службы в ЧВК «Вагнер». Он должен был провести 23 года в колонии за четыре убийства
В Госдуме предложили не выпускать россиян за границу на машине без предварительной записи
Визовые ограничения
Где в 2023-м получить шенгенскую визу в России и за границей? Какие страны выдают ее на год? И почему вам могут отказать?
Президент Финляндии заявил о бессрочном запрете на туристические визы для россиян
Финляндия собирается строить забор на границе с Россией. Каким он будет и сколько займут работы?
Чехия ограничит въезд для российских туристов с 25 октября
На финской границе развернули более 500 россиян после введения запрета на въезд для туристов. До этого отказы были единичными
Давление на свободу слова
Во ФСИН не знают, в какую колонию отправить политика Андрея Пивоварова, пишет «Можем объяснить»
В Госдуме создают рабочую группу для репрессивных мер против уехавших и критикующих войну россиян
Веронику Белоцерковскую заочно приговорили к 9 годам колонии по делу о «военных фейках»
Baza и «РИА Новости»: журналисту Илье Азару грозит уголовное дело за повторную «дискредитацию» армии
«Фонтанка»: гражданина Беларуси задержали в Петербурге за оскорбление Лукашенко. Это второй случай за месяц
Свободу Саше Скочиленко
Саше Скочиленко угрожают карцером за дневной сон
Саша Скочиленко дала показания по делу об антивоенных ценниках. Как прошло заседание, где ей снова отказали в домашнем аресте
«Вы сильнее, чем вы о себе думаете». Большое интервью Саши Скочиленко «Бумаге» — о ПТСР, отношении к ней в СИЗО и шоу в суде
Саша Скочиленко рассказала о видеонаблюдении в камерах СИЗО и поблагодарила за новогодний подарок и письма
Как прошло первое заседание по существу по делу художницы Саши Скочиленко. Главное
Экономический кризис — 2022
В 2022 году в Петербурге открыли на редкость много общественных пространств. Почему и что появится в городе в 2023-м?
Российские производители начали продавать молоко в килограммах. Так можно скрыть уменьшение объема продукта
Кажется, в Петербурге подорожали билеты на выставки. Это правда?
Сколько ресторанов, кафе и баров открыли и закрыли в Петербурге в 2022 году? А в предыдущие годы?
Росздравнадзор: из-за «логистических проблем» некоторые лекарства поступают в аптеки с задержкой
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.