Партнерский материал
14 марта 2023

Учу английский, но не двигаюсь вперед — что делать? Отвечает школа HOP&SCOTCH

«Не чувствую, что развиваюсь», «Всё еще говорю неуверенно», «Учу одно и то же» — ловили себя на таких мыслях при изучении английского? Это ощущение называется «плато».

Для партнерского материала «Бумага» поговорила с заместителем академического директора школы HOP&SCOTCH Иваном Гусевым. Он рассказал, как с плато работают преподаватели, почему не всем нужно стремиться к уровню Advanced и что можно сделать, чтобы вернуть себе ощущение прогресса в языке.

Что такое плато в изучении английского?

— Это состояние, при котором студент или студентка считает, что недостаточно быстро прогрессирует. Честно говоря, я не сталкивался с научными исследованиями плато, поэтому скорее склоняюсь к тому, что это бытовой термин, не научный.

Суть этого явления — в его субъективности. Ощущение плато появляется, если студент ждет от себя нереалистичного успеха. Оно может возникнуть при освоении не только английского языка — о плато в нем просто чаще говорят, — а вообще любого дела. Я бы сравнил это со спортзалом. Если у меня нет рельефа и я хочу, чтобы он появился через неделю, это вряд ли произойдет.

Прогрессом студентов также может быть недоволен преподаватель, но это не плато, а обычная требовательность к ученикам.

На каком уровне владения английским студенты обычно ощущают плато?

— С субъективным ощущением плато у студентов мы чаще всего работаем на уровнях Intermediate и Upper-Intermediate. Человек, закончивший Beginner, Elementary, Pre-Intermediate, на всех этих уровнях сталкивался с большим количеством грамматического материала, лексики и новых тем.

Студент привыкает к тому, что ему всегда дают новый инструмент. Но при переходе на более сложный уровень — Intermediate — это может вызывать когнитивное искажение: я же не получаю новых инструментов, значит, не прогрессирую. Но из-за сфокусированности на этом человек не замечает, что учится делать более сложные вещи со знаниями, которые у него уже есть. Например, анализировать что-то. Преподаватель должен работать с головой студента и пояснять логику, по которой построены занятия.

HOP&SCOTCH проводит групповые занятия для людей с любым уровнем английского. На курсе вас ждет много общения и интерактивных заданий. Занятия проходят утром или вечером, а оплатить их можно в рассрочку. Чтобы узнать о курсах больше, переходите по ссылке.

Почему студенты на уровне Advanced реже чувствуют, что у них нет прогресса?

— Поскольку плато — это субъективное ощущение, оно может появиться на любом уровне.

На уровне Advanced модель обучения меняется. До этого мы работали с тем, что есть в нашем опыте или в опыте других людей, и не особо это анализировали. На уровне Advanced мы начинаем работать с абстракцией. Мы берем ту же тему, которую разбирали раньше, например отношения между людьми, и начинаем выходить на высокий уровень обобщения: а что это значит? а почему у тебя было так, у твоих родителей по-другому, а у твоих сверстников по-третьему? есть ли из этого какой-то выход? Мы апеллируем к идеям и абстрактным понятиям, нежели к нашему конкретному опыту. Но конечно, используем его, чтобы что-то аргументировать.

Если человек переходит на уровень Advanced и ждет, что здесь мы будем по-прежнему обсуждать собственный опыт, опыт других людей и не особо философствовать, то ему пока что не нужен этот уровень. И на нем он, вероятно, может почувствовать плато.

Здесь есть момент, о котором сложно говорить, никого не задев: если вы не умеете рефлексировать, анализировать и не хотите этому учиться, уровень Advanced в английском — не для вас. Это заложено в саму систему уровней. Есть положительная стигма, что обучаться на этом уровне стоит всем. Я бы с ней не согласился: если ты идешь на Advanced, нужно уметь рефлексировать. Если ты не хочешь решать коммуникативные задачи, связанные с анализом, тебе хватит уровня B2 — его можно виртуозно использовать для бытовых задач. Или пробовать себя в новых форматах: разговорных клубах, книгах, фильмах, сериалах, подкастах, видео на ютьюбе.

B2 — это хороший уровень. Я не понимаю, в какой момент многие люди начали стремиться именно к Advanced. Если проводить аналогии, то B2 — это уровень языка у кассира в супермаркете, у человека, чья работа не связана с абстракцией. Если человек не уносится в горние выси духа и его речь небогата идиомами, это не значит, что он плохо владеет языком. У него или у нее другие приоритеты. Advanced — это как аспирантура. Не всем нужно в аспирантуру — кто же будет заниматься реальными вещами? Я, конечно, утрирую, но всё же.

Плато — это нормальное явление или сигнал о том, что нужно сменить методику обучения?

— Это вопрос к методике. Когда студент не продвигается в развитии своего уровня, преподаватель может выстроить занятия так, чтобы это поменять. Это его профессия. Для этого самому студенту нужно понимать, что он хочет получить от занятий: как конкретную цель, так и шаги, которые его к ней приведут. Если глобальная задача — лучше говорить на английском языке, то нужно понять, что это значит: выступать на конференциях, участвовать в дебатах, общаться с друзьями или понимать сленг на форумах. Это будет цель преподавателя, и он будет вести к этой цели, не спрашивая студента, хочет ли он делать то, что к ней приблизит.

Преподавать может совершать действия, которые не бьются с ожиданиями студента, и тогда может возникать чувство плато: мы [на занятиях] что-то делаем, но я к своей цели не приближаюсь. Поэтому преподаватель должен объяснять, зачем студенту делать определенные упражнения. Например, его цель — научиться брать интервью на английском, как Джимми Фэллон, с юмором. Нам для этого важно объяснить студенту, зачем пользоваться сложной грамматикой, показать примеры, как ее можно использовать.

Как избавиться от ощущения стагнации при индивидуальной работе с преподавателем?

— Очень важно определить цель изучения и составить план позадачно. После этого надо четко дать понять студенту, что у него получается, а что не очень хорошо идет, сказать, над чем вы будете работать. Важно, чтобы преподаватель делал чек-поинты на пути как к общей цели, так и к конкретной задаче. Такой маленький список шажочков, в котором мы ставим галочки, работает на то, чтобы вывести студента с плато. Психологический клин мы выбиваем психологическим клином, пресловутым sense of achievement, когда человека за что-то похвалили, и он понял, что продвинулся. Даже неважно, насколько он продвинулся в реальной жизни, — сам факт поставленной галочки помогает сойти с плато.

Если преподаватель целенаправленно придерживается подхода, связанного с целеполаганием и рефлексией, то его самого приводит в восторг малейший успех студента. Но естественно, не надо хвалить на пустом месте — всегда за какое-то достижение, пусть и маленькое.

Еще важно выдерживать темп занятия: чтобы материалы был по силам студенту, но на грани. Чтобы был вызов. При условии, что такой баланс выдержан, студента всегда есть за что похвалить, он чувствует, что он что-то делает, появляется пресловутое чувство достижения.

Как могут сойти с плато студенты, которые занимаются в группе?

— При занятиях в группе сойти с плато тоже возможно. Преподавателю нужно понимать сильные и слабые стороны студентов и очень умно это использовать при групповой и парной работе. Если мы сталкиваемся с новым материалом, новым способом выражения мысли, здесь лучше ставить сильных студентов в пару со слабыми. Так они не будут чувствовать, что вообще ничего не понимают и это не для них, что они на плато, а получат помощь сильного студента. А сильный подумает, что настолько крут, что может сам объяснять какие-то вещи. Профилактика плато идет с двух сторон.

Когда дело доходит до обсуждения каких-либо тем, лучше ставить сильных с сильными, а слабых со слабыми, потому что иначе сильный студент «забьет» слабого и будет чувствовать, что ничего особенно от этого не получил — просто пофлексил. А слабый будет чувствовать, что точно не сможет так, как сильный. Когда студенты общаются на одном уровне, у слабых есть возможность в комфортной обстановке проявить себя, а у сильных есть вызов, который им так необходим, чтобы чувствовать, что они не зря здесь находятся.

Перед учебой в HOP&SCOTCH студенты проходят бесплатную диагностику. Специалист измеряет словарный запас, проверяет, как студент ведет диалог и владеет грамматикой, помогает поставить цель и советует программу обучения. Записаться на диагностику можно тут.

Что студенты могут сделать самостоятельно, чтобы увидеть прогресс?

— Важно окружить себя языком. Много читать, смотреть, слушать, анализировать. Благо сейчас есть много сервисов, приложений, социальных сетей, в которых можно зарегистрироваться и общаться.

Если студент изучает язык сам, он может разобраться в программе изучения по уровням, поставить себе приоритеты, сделать себе марафон с галочками, чтобы отмечать свои успехи. Это, конечно, сложнее, но тоже можно.

У Кембриджа есть сайт writeandimprove.com, на котором можно вставить статью, эссе или просто текст, и искусственный интеллект проанализирует их и скажет, что не так и над чем работать. Фидбек будет общий, но полезный для человека, который самостоятельно изучает английский. Пока что технологии не на таком уровне, как преподаватель, но в десятки раз лучше, чем пять лет назад. На мой взгляд, этим нужно пользоваться сейчас, потому что сервис пока еще бесплатный. Но в какой-то момент эту фичу сделают платной.

Сталкивались ли вы с ощущением, что прогресса в английском нет? Как избавились от него?

— Интересно, что у меня такой стагнации не было никогда. Я думаю, что это напрямую связано с тем, что я человек процесса. Я почти никогда не думаю о том, какой результат хочу получить в финале. О нем я думаю, когда начинаю планировать какую-то деятельность. Это служит мотивацией: я иду учиться и далее забываю, зачем я это делаю. Мне достаточно поставить в уме галочку, что на старте я продумал, для чего учу язык. А для чего, мне уже неважно. Я получаю удовольствие от того, что это делаю.

Если бы я мог передать это другому человеку и сказать: «Не парься, забей, наслаждайся тем, что есть сейчас», это было бы идеально. Но, к сожалению, есть много людей, которые нацелены на результат и в процессе они не могут взять и об этом результате забыть. Им постоянно нужно видеть, что они на такое-то количество шагов приблизились к заветной цели. Я всё же думаю, что лучше научиться соревноваться с собой относительно себя прошлого и замечать, что сегодня вы лучше, чем вчера. А не думать о том, насколько ближе вы к цели.

Возвращаясь к теме плато, скажу, что часто оно возникает потому, что человеку недостаточно того, что он стал немного лучше. Ему надо больше. Если научиться наслаждаться процессом, с плато вы не столкнетесь.

Фото на обложке: личный архив Ивана Гусева.

Что еще почитать:

  • Чтение «Гарри Поттера» в оригинале, неправильные глаголы на двери туалета и походы в казино с американкой. Петербуржцы рассказывают о самых необычных способах изучения английского.
  • Откуда произошел наш язык и чем схожи русский, английский и санскрит? Александр Пиперски — о том, как говорили древние индоевропейцы.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.