Поселок Лебяжье находится в полутора часах езды от Петербурга. Это места писателя Виталия Бианки, здесь сохранились столетние дома и дореволюционные церкви, а у железнодорожной станции располагается «кладбище поездов», по которому водят экскурсии. Через Лебяжье проходит экотропа — она ведет к военным фортам начала ХХ века, Шепелевскому маяку и серферской бухте.
В цикле гидов по пригородам Петербурга «Бумага» рассказывает о направлениях для поездки на один день — альтернативах популярным Пушкину и Петергофу. Здесь вы найдете маршруты для прогулок, неофициальные достопримечательности и места для перекуса — с отзывами посетителей. Читайте другие гиды по ссылке.
Лебяжье — небольшой поселок на южном побережье Финского залива между Сосновым Бором и Ломоносовом. В начале ХХ века Лебяжье стало популярным местом в Ленинградской области для строительства дач, но плотно населено не было — в 1928 году там проживало всего 260 человек. В конце 1930-х из Лебяжьего в Сибирь депортировали представителей финских народностей, из которых домой вернулись два человека.
Во время Великой Отечественной войны на территории Лебяжьего располагался военный аэродром «Борки», форт Красная Горка (где, кстати, в 1919 году произошло восстание гарнизона против советской власти), а также штаб партизанских отрядов.
Сейчас вокруг Лебяжьего сохранилось множество фортификационных укреплений — блиндажи, окопы, противотанковый ров, зенитная батарея, а также несколько старых деревянных зданий и первая в России созданная силами местных жителей особо охраняемая природная территория.
Как добраться
На общественном транспорте
С Балтийского вокзала в Лебяжье ежедневно отправляется около десяти электричек, три из которых — «Ласточки». Правда, время в пути у них почти одинаковое — около полутора часов.
До Лебяжьего можно доехать и на маршрутке. Из Петербурга раз в 15–20 минут отправляются автобусы — № 401 и № 401А от «Автово», № 402 от станции «Парнас» и № 403 от «Купчино». Расписание можно посмотреть по ссылке.
Важно учитывать, что на подъезде к поселку со стороны города находится контрольно-пропускной пункт — пассажиров общественного транспорта и автомобилей просят предъявить паспорта.
время
1,5–2 часа
стоимость
138–190 ₽
На автомобиле
Из центра Петербурга до Лебяжьего на машине ехать около 75 километров и примерно 1 час и 20 минут. Есть три маршрута: через север города, ЗСД, КАД и остров Котлин, по южной стороне залива через ЗСД и КАД, а также через Стрельну, Петергоф и Ломоносов. В последнем случае есть риск попасть в пробку.
время
1 час 20 минут
Что посмотреть
«Кладбище поездов»
Рядом со станцией Лебяжье есть фондовая площадка музея железнодорожного транспорта, где под открытым небом стоят более 50 поездов. Раньше туда не пускали посетителей, но с 2017 года проводят экскурсии. На площадке можно увидеть тепловозы, паровозы и электровозы трех эпох — дореволюционной, советской и постсоветской. Экскурсии там проводятся только по воскресеньям, трижды в день — в 11 часов, в 12:30 и 14 часов по предварительной записи. Подробнее о «кладбище поездов» читайте в нашем материале.
— Посетить это место возможно только в составе организованной экскурсии. Без знающего человека посещение базы малоинтересно. Но если вам повезет и экскурсию будет вести специалист и энтузиаст своего дела, то история, конструкции и азы управления паровозами раскроются перед вами! По правилам базы экскурсия идет не более полутора часов, что катастрофически мало!
Дом лоцманского собрания
Множество зданий Лебяжьего связаны с появлением здесь Лоцманского селения — автономного профессионального поселения кронштадтских лоцманов. Дом лоцманского собрания — типовое деревянное здание, построенное в 1902 году. Часть здания была отдана под домовую церковь, остальное пространство занимала школа для младшеклассников, помещения лоцманского собрания, двухгодичные мореходные классы, танцевальный зал, библиотека, квартиры учительницы и псаломщика. Сейчас в здании размещается приход церкви Святителя Николая Чудотворца.
— Деревянная ровесница прошлого века (1903 года постройки, как гласит табличка), с виду совсем не похожая на храм, скорее на жилой дом, не имеющая куполов и крестов. Но подойдя ближе, вы увидите в окнах и над входом иконы, услышите молитвы службы. Церковь необычна, здесь проходят культурные мероприятия, есть актовый зал и столовая, комнаты для жилья. В актовом зале бывают концерты, читают лекции и даже показывают тематическое кино.
Церковь Николая Чудотворца Купеческая
Это кирпичная церковь в неорусском стиле, которую построили в 1917 году по проекту архитектора Василия Косякова. В 1931 году церковь закрыли, а здание в разные годы использовали как клуб, пекарню, прачечную, а позднее — как кинотеатр. В 1993 году церковь вернули РПЦ, а весной 2005 года началась реставрация.
— Церковь расположена в том Лебяжьем, которое находится за Большой Ижорой на Финском заливе, и попасть сюда можно через пограничный кордон. Церковь, как многие-многие другие, была закрыта в 30-е годы и тут был кинотеатр. История этого храма весьма интересна и хранит ряд загадок. Сейчас церковь стоит в лесах, ее пытаются восстанавливать с 2005 года, службы тут проводятся в выходные дни.
Парк «Поляна Бианки»
На территории Лебяжьего в прибрежной полосе Финского залива располагается особо охраняемая природная территория «Поляна Бианки» — первый в России заповедник, созданный по решению муниципальных властей и оборудованный на деньги местных жителей в память о писателе Виталии Бианки. Это произошло в 2008 году после того, как землю попытались застроить коттеджами. В 2011-м заказник попытались ликвидировать, но местным снова удалось его отстоять. На территории заказника можно встретить краснокнижных птиц, например чернозобую гагару или лебедя-кликуна. С побережья летом можно наблюдать потрясающие закаты.
Вадим Сыровой
— [Если идти по экотропе от станции «68 км», можно] выйти в конце к Лебяжьему. Где тоже довольно тихо и приятно гуляется в окружении даже сохранившегося местами деревянного зодчества. Ну и, например, там вырастал Бианки, а природа напоминает территорию Карельского перешейка. Старая мощеная шведская дорога встретится на таком пути.
Экотропа и форты Красная Горка и Серая Лошадь
Через Лебяжье проходит межрегиональная экологическая тропа «Южный Берег». По ней из поселка можно дойти до фортов Красная Горка и Серая Лошадь, а дальше — до Шепелевского маяка.
Красная Горка построена в 1915 году, проект частично повторяет крепость Порт-Артур в Китае. Форт не принимал участия в Первой мировой войне, а в 1919 году военнослужащие Красной Горки и Серой Лошади начали антибольшевистское восстание, которое Советское правительство быстро подавило. В 1921-м большевики с форта Красная Горка бомбили Кронштадт, в котором тоже вспыхнуло восстание. Во время Великой Отечественной форт был центром обороны Ораниенбаумского плацдарма. Серая Лошадь — береговая батарея, названная в честь мыса Серая Лошадь, построенная в 1911 году. Ее задачей была охрана Красной Горки.
И в Красной Горке и в Серой Лошади сохранилось множество фортификационных укреплений и даже зданий, которые можно осмотреть во время прогулки.
— Отличное место для знакомства с историей фортификации и с историей нашего края. Состояние, конечно, в основном печальное, государству нет никакого дела до сохранения исторических построек. Но есть несколько впечатляющих артиллерийских транспортеров в идеальном состоянии. К идеальному состоянию транспортеры приведены силами Сенотрусова Александра Ивановича, главы военно-исторического общества «Форт Красная Горка», силами неравнодушных энтузиастов, без всякой поддержки со стороны власти и армии.
— Специально приезжали сюда из Соснового Бора. Пусть сооружения в заброшенном и полуразрушенном состоянии, а из всего вооружения лишь три орудия, но зато какие! Правда, транспортер ТМ-3-12 (305 мм) был нам уже знаком по музею железных дорог в Питере, но здесь он не был единицей музейного хранения, здесь он был своим и доступным. Облазили все казематы, орудийные дворики, бункеры, подземные коридоры и командные пункты, которых предостаточно. Удивило, что всё относительно доступно для прохода и не загажено. Прошли частью по экологической тропе, поддерживаемой за счет какого-то гранта, полюбовались на Финский залив с крутого берега, не удержавшись, спустились с крутизны к воде. Берег буквально усыпан валунами.
Шепелевский маяк
Дальше по той же экотропе находится Шепелевский маяк, однако от Лебяжьего до самого маяка около 20 километров, поэтому добраться до него можно на маршрутках — № 401, 402 и 403 из поселка.
Шепелевский маяк — чугунная башня высотой 38 метров. Он был изготовлен в 1910 году во Франции и до сих пор является действующим, поэтому попасть на его территорию нельзя. Рядом с маяком — тихое побережье со множеством птиц и видом на проплывающие сухогрузы, а также знаменитая среди серферов бухта Батарейная (подробнее про нее читайте здесь).
— Друзья, это восхитительная прогулка! Обход маяка обязателен по прибрежной линии! Ветер Балтики вытряхнет из вас всю пыль! Маяку, между прочим, более 100 лет!
— Отличные виды, можно подняться на вышку, встретить закат, помечтать. Тихо и приятно и на удивление чисто.
Татьяна Иванова
главный редактор «Бумаги»
— [В бухте Батарейная] можно помочить ноги в воде, приготовить шашлыки или перекусить уже готовой едой. Некоторые даже разбивают палатку. Справа от бухты — Шепелевский маяк, до него можно прогуляться. А еще глубина бухты позволяет немыслимое — серфить. Пока самым известным спотом для серфинга недалеко от города остается пляж Ласковый, до Батарейной доезжает намного меньше людей. Правда, инфраструктуры для катания здесь нет: всё снаряжение придется везти с собой.
Где перекусить
В самом Лебяжьем небольшой выбор мест, где можно поесть. В центре поселка рядом с трассой расположился ресторан «Поляны». При нем работает магазин копченой рыбы — популярная точка на пути следования многих дачников. На Комсомольской улице, 16 также есть фирменный магазин с выпечкой Fazer Bakery, а рядом с ним — еще одна пекарня «Хлебный дом».