23 апреля 2024

Зачем смотреть очень плохие фильмы и какие они бывают? Отвечают создатели петербургского фестиваля самобытного кино «Антипоказ»

С 25 мая в Петербурге пройдет «Антипоказ» — фестиваль «плохого студенческого кино». Его организовали выпускники петербургского института культуры Лиза Тихонова и Рамазан Валиев — из мероприятия для друзей и сокурсников с просмотром учебных работ он вырос в международный конкурс с сотнями заявок от участников.

Где пройдут показы, организаторы пока не раскрывают. До 1 мая еще можно подать работу на конкурс. «Бумага» узнала у создателей фестиваля, в чем его смысл, по каким критериям они выбирают плохое кино и для чего зрителям его смотреть.

Елизавета Тихонова

Рамазан Валиев

Как появился фестиваль «Антипоказ» и его название

Лиза Тихонова: Мы с Рамазаном учились вместе в Санкт-Петербургском государственном институте культуры на режиссуре. Мы и наши однокурсники за всё это время сняли достаточно плохих работ, это же процесс обучения. В какой-то момент мы подумали, что было бы здорово собрать их в одном месте и сделать свою «Золотую малину». И на последнем курсе, в феврале 2022 года, мы всерьез занялись организацией фестиваля, назвали его «Антипоказ» — для нас это был способ как-то отвлечься и сделать что-то объединяющее. Собрали и показали маленький фестиваль, примерно на десять фильмов.

Рамазан Валиев: Слово «показ» у нас на кафедре постоянно был в учебной среде — это когда каждые полгода показывают курсовые. И поскольку мы решили показывать все наши плохие работы за пять лет, то получился «Антипоказ». На следующий год решили, что не будем ограничиваться только студентами нашего института, к тому же мы выпустились, и стены института больше нас не держали.

Л. После выпуска пришлось уехать из страны, и фест неожиданно стал международным. Сейчас фестиваль — это не только мы, у нас есть люди в Петербурге, которые помогут его здесь организовать.

Р. В городе уже есть фестивали похожего формата, например, «Внутри», «Фестиваль невидимого кино». Но мы никак с ними не были связаны, и даже на тот момент, когда придумывали «Антипоказ», не знали о них. Мы были очень далеки от этой фестивальной тусовки. Сейчас мы дружим и обмениваемся опытом.

Л. Институт — довольно закрытая структура. И в самом начале у нас был какой-то бунт против этой старой системы, когда все делают вид, что снимают классное серьезное кино.

Кто входит в жюри «Антипоказа»

Л. Состав жюри мы приняли еще в 2022 году, когда не думали, что из фестиваля получится что-то большое. В него входит наш преподаватель по истории кино, выпускник нашей же мастерской, который закончил институт на пять лет раньше, и наша бывшая сокурсница.

Фото: «Антипоказ»

Р. Выпускник мастерской — Филипп Резник, это его ненастоящее имя. Но мы его зовем именно так. У него режиссерское образование. Он наш «кринж-эксперт». У него хорошее чувство юмора, мы доверяем мнению этого человека, оно достаточно экспертное, на мой взгляд. Преподаватель — это Алексей Олегович Гусев. Это бессменный режиссер сериала «Морские дьяволы». Он преподает режиссуру, у него своя мастерская в том же Институте культуры. Еще в жюри Вера Вередюк. У нее супернеординарный взгляд на кино и ее очень интересно слушать. Она большой фанат и амбассадор магического реализма.

Какие номинации есть на фестивале

Л. Среди номинаций у нас есть гран-при за худший фильм, номинация имени Томми Вайсо за худшую актерскую работу, есть номинация за операторскую работу «Заваленный горизонт», есть за впустую потраченные деньги.

Р. Есть интересная номинация «Лучшее из худшего», которая появилась в прошлом году. Это всё очень гибко. Бывает, что жюри, когда обсуждает фильмы, придумывает новые номинации. Нет строго фестивального регламента, мы делаем всё неформально и для удовольствия.

Фото: «Антипоказ»

Р. Фестиваль исключительно некоммерческий, победители раньше ничего не получали. Но в этом году что-то придумаем. Мы готовим трофеи, сделанные руками наших творческих друзей, но что это будет конкретно, мы пока держим в тайне.

По каким критериям отбирается «плохое» кино

Р. Всё очень субъективно. Сейчас, когда мы отсматриваем фильмы, которые нам прислали в этом году, и составляем комментарии, мнения в нашей небольшой команде очень разнятся. Кто-то считает фильм хорошим, кто-то плохим. В прошлом году мы с Лизой много спорили и находили компромиссы в выборе фильмов. Мы стараемся не брать ничего из категории треш-фильмов, потому что они осознанно и специально сделаны плохо.

При отборе ты чувствуешь, когда фильм плохой. У всех людей есть какая-то насмотренность, ты чувствуешь подкоркой мозга, что что-то в этом фильме точно не так должно быть. Еще многое зависит от автора и от его позиции. Иногда смотришь работу — ну она хорошая! А человек, который ее прислал, считает ее плохой. Есть много взглядов на фильм, сколько пар глаз, столько и мнений.

В первый год было не больше двадцати заявок, в следующие годы их количество кратно увеличилось. Мы не собираем информацию о городах участников, но большинство, конечно, из Москвы и Петербурга, были работы из Казани, Владивостока, Абакана, Кирова, Омска, Южно-Сахалинска и других городов. Есть работы из Беларуси, из Казахстана и Кыргызстана.

Победители первого «Антипоказа». В первый год были призы: кирпич из парадной Рамазана, банка домашнего компота и искусственная елка. Фото: «Антипоказ»

Л. У нас есть анкета, которую заполняет автор прежде, чем прислать фильм. В ней он рассказывает про себя, про то, почему он вообще снял кино. Иногда бывают такие фильмы, которые ты смотришь, и они загадочно очень сделаны, не совсем понятно, о чем они, и тогда контекст помогает его понять.

Насколько «плохи» присланные фильмы в этом году

Л. В прошлом году было несколько очень-очень крутых работ, то есть настолько плохих, что они прям восхитительные. И в этом году тоже есть такие работы, но как будто бы меньше.

Мне больше всего нравятся фильмы авторов из небольших городов, которые такие любительские, очень наивные, в чем-то очень нелогичные, но при этом видно, что человек очень сильно старался. Много людей с позицией типа: «Я хочу сделать настоящий фильм!» И мне они доставляют самые приятные впечатления.

Р. Мне очень нравится работы этого года. В этот раз мы охватили много киношкол. В первую очередь, мы студенческий фестиваль, но бывает, что присылают заявки просто энтузиасты, мы их тоже рассматриваем. Очень приятно видеть самобытные вещи.

Когда человек без кинообразования находит свои пути — это очень круто! У них есть многое, чем можно вдохновиться.

В этом году программа стала сложнее, выросла градация «плохости». Она выступает в разных своих проявлениях. Есть откровенно плохие смешные работы, есть очень-очень скучные, которые совершенно невозможно смотреть — но они тоже объективно плохие. И в этом вся многогранность плохого кино: это сложно смотреть, нужно прилагать усилие. Будем составлять программу так, чтобы соблюсти золотую середину и не отпугнуть зрителей, а привлечь. Это интересная задача, для меня в этом есть определенный вызов.

Видите, есть и хорошие новости 💚

Мы продолжим рассказывать вдохновляющие истории — а вы можете поддержать нашу работу

поддержать

Что еще почитать:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.