13 февраля 2024

Как делать большие фестивали и концерты после пандемии и ухода иностранных артистов? Рассказывают основательницы PR-агентства Doing Great

Фестиваль Stereoleto, московский концерт Дженнифер Лопес, выступления Alt+J и AИГЕЛ — над всеми этими событиями в разное время работало петербургское PR-агентство Doing Great.

Пандемийный локдаун, уход иностранных артистов из-за полномасштабного российского вторжения в Украину и преследование высказавшихся против войны артистов — всё это сильно ударило по одному из самых известных агентств Петербурга. Но проект нашел себя в новых нишах и продолжает делать новые заметные проекты — например, фестиваль «Антон тут рядом». 

Для рубрики «Бумаги» «Было/Стало» основательницы Doing Great Таня Пантелеева и Катя Штарева рассказали, как в разгар пандемии давали интервью Forbes с 96 рублями на картах, какие новые компетенции им пришлось освоить и что позволило без больших потерь адаптировать к изоляции российской сцены.

Чем известны Doing Great Agency

Таня Пантелеева и Катя Штарева запустили PR-агентство Doing Great в 2016 году. К началу пандемии на их счету было продвижение таких артистов, как СБПЧ, АИГЕЛ, Alt+J и Дженнифер Лопес, фестивалей Stereoleto и Beat Film Festival. В начале пандемии агентство запустило площадку для онлайн-концертов Stay — первый в своем роде проект в России. Тогда же агентство вышло за рамки культурных проектов и стало активно работать с брендами, такими как, Яндекс Маркет, Flowwow, AliExpress, Азбука Вкуса.

Катя Штарева и Таня Пантелеева. Фото предоставлено «Бумаге» героинями

Было: ощущение, что проблем и кризисов не существует

Катя: В начале 2020 мы не были самым большим или самым успешным PR-агентством Петербурга, но мы были заметные, потому что работали в культурном, в концертно-фестивальном поле. А в Петербурге у этих направлений очень большая аудитория, поэтому люди нас знали. Было ощущение, что всё очень быстро растет, меняется и ничего не может нас остановить. Было ощущение, что проблем и кризисов не существует.

Таня: Когда мы начинали, мы были довольно юными, и у нас не было стратегии или представления о том, что такое «наша ниша». Мы просто придумывали какие-то проекты, и они получались. Это было классное чувство, когда идеи, которые ты придумал, как-то существуют, где-то живут и кому-то нужны. И за этими идеями тянулись люди.

Когда мы продвигали концерт Дженнифер Лопес, в [сфере культуры] не было большого поля креатива. Мы стали его предлагать, и клиенты стали приходили именно на это. Они хотели, чтобы о них не просто написали СМИ, а чтобы мы придумали какое-то событие, о котором напишут. Например, для Дженнифер Лопес мы составляли из светящихся окон в отеле «Азимут» строчки из песни.

Как-то к фестивалю Stereoleto мы решили, что в день рождения Виктора Цоя в метро должны проехать молодые ребята с цитатами из его песен. И я помню, как я презентую эту идею основателю фестиваля Илье Бортнюку, а он говорит «нет». Я помню, как яростно писала ему аргументы, чуть ли не плача. И в итоге всё получилось, охват оказался огромным.

Кризис: потеря всех проектов за два дня локдауна

Таня: [К началу 2020 года] мы занимались только концертами, фестивалями и артистами. Это то, благодаря чему мы росли и то, что нас чуть не погубило. Мы строили работу на импульсе, но 2020 год показал, что кроме импульса есть еще какие-то вещи, которыми стоило заниматься.

К февралю−марту 2020-го на волне успеха предыдущих идей мы наняли много новых людей в команду, рассчитывая, что сейчас будет лето и у нас будет в три раза больше фестивалей, чем в 2019-м.

Катя: А потом у нас за два дня [с начала локдауна] отменились все проекты. У нас офис на Мойке за 100 тысяч рублей, у нас 25 человек, семь из которых мы наняли месяц назад. И никакой финансовой подушки, чтобы обеспечивать работу компании. Еще и Таня находилась на Шри-Ланке и не могла вернуться из-за отмененных рейсов

Мобилизуя последние силы, мы придумываем проект Stay. И через два дня мы уже делаем лендинг и анонс, что мы запускаем платформу для трансляций онлайн-концертов. Впоследствии он оказался довольно успешным с точки зрения медийной поддержки. Но в какой-то момент мы с Таней давали интервью Forbes по поводу Stay, а на карте у нас на двоих было 96 рублей. Мы потом очень по этому поводу смеялись.

Таня: Все ждали, что всё закончится через пару дней, что это временно. Но локдаун продлевали, и стало понятно, что быстро это не пройдет. Было чувство, что всё валится, и что если клиент еще не отказался от нас, то, скорее всего, он до нас просто еще не дошел в списке чатов.

Команда Doing Great. Фото предоставлено «Бумаге» героинями

Потери: увольнение большой части команды и работа с клиентами без денег

Катя: Мы были вынуждены попрощаться с частью команды. Это было просто ужасно. Стало понятно, что в штате мы можем держать только четырех человек из 25, которые у нас были. Мы сказали сотрудникам, что у нас нет денег платить зарплату, но пообещали, что когда у нас будут проекты, мы будем их проектно привлекать.

У нас в команде были очень тесные и теплые отношения, и до сих пор, когда я об этом говорю, у меня ком в горле.

На лето [2020 года] у нас был запланирован большой тур Леонида Парфенова, фестивали Alfa Future People, Stereoleto, «Акустика счастья», Roof Music Fest и многие другие. От них тоже пришлось отказаться.

Таня: Одновременно пришло осознание, что на одной культуре нам больше не выжить, и мы начали думать, что еще делать, где найти новых клиентов. Мы думали, например, о том, что путешествия в Европу скоро станут невозможны, [станут популярнее] путешествия по России, и мы будем нужны, возможно, каким-то турбазам. Но первой в списке идей была онлайн-платформа для концертов. Нам казалось, что это жесть и нечто сложное, но лучше мы ничего не смогли придумать.

В то же время мы хватались за любые возможности. Мы сделали онлайн-фестиваль для NYX: у них не было денег, и они заплатили нам косметикой. Для всей команды передали огромные боксы, я до сих пор этой косметикой пользуюсь. Delivery Club частично расплачивался с нами промокодами.

Катя: Нам не казалось, что мы боремся и преодолеваем. Мы думали: «О, косметика, круто!», «Познакомились с Delivery Club, какие классные ребята!» В итоге мы в течение полугода практически восстановили команду.

При этом в выборе проектов и тогда, и сейчас мы ориентировались на себя и свои вкусы и взгляды. В ковид мы брали только тех, кто нам интересен. Сейчас мы точно также не работаем с теми, кто не уважает права человека, и клиенты знают о нашей позиции.

Таня: К нам в целом очень редко приходят люди с принципиально другими ценностями, и мы не берем проекты, в которых сомневаемся. Команде важно знать, зачем они работают над тем или иным проектом, и если это что-то сомнительное, то и результат будет сомнительный.

Фестиваль «Антон тут рядом». Фото из соцсетей Doing Great

Урок: сохранить команду — это самое важное

Катя: К следующим кризисам, ко всем ужасным событиям, которые происходили в нашей стране, мы подходили более подготовленными с точки зрения финансовой безопасности. Мы поняли, что команда — это самое важное, что у нас есть, и нам нужно вкладывать максимум энергии и сил в то, чтобы команда сохранялась. Что им должно быть комфортно вне зависимости от ситуации, и у них должны быть разные возможности даже в кризис.

Таня: Благодаря ковиду мы вышли из той ниши, которую мы занимали. Мы перестали заниматься только концертами, стали работать с брендами, с компаниями. Расширили спектр услуг, которые мы оказываем. Это помогло нам в кризис, который начался после начала войны.

Мы не замкнулись в себе и в проблемах, а стали поддерживать команду. У нас появились внутренние проекты, встречи с психологом, мы регулярно созванивались — это очень поддерживало.

Мы стали заниматься социальными проектами, подружились с фондом «Антон тут рядом» и присоединились к совместной работе над их фестивалем. Мы сделали поддерживающий проект Doing Great for Great для музыкантов, а после начала мобилизации мы сделали Doing Great Relocate и вывезли в Казахстан более 120 человек.

Мы как будто нашли, что лучше всего для нас самих — это взаимодействовать с людьми. Это проще, чем замкнуться и чего-то ждать. Когда помогаешь, ты на что-то влияешь.

Катя: Конечно, были и новые потери. Например, международная платформа Beatport, которым мы разрабатывали стратегию полгода, после начала войны ушла из России. Ушли Levi’s Music Project. Группу АИГЕЛ, с которой мы работали последние пять лет, фактически запретили в России. Но после ковида это всё воспринимается легче, мы как будто уже знаем, что с этим делать.

Три ключевых события

  • Переход в новую нишу: от культурных событий — к брендам, креативам и концепциям. Это новый виток жизни агентства, новые перспективы, варианты куда идти. Это увлекательное путешествие, которое началось в пандемию и до сих пор продолжается.
  • Фестиваль «Антон тут рядом». Мы работаем с фондом как сопродюсеры, и, наверное, нет человека в команде, который бы не поработал на фестивале. Это очень крутая возможность пробовать что-то новое, тот самый момент, когда проектный директор хочет работать обеспечителем гримерок, а SMM — курировать музыкантов.
  • Глобализация команды. У нас появился второй офис, мы начали работать с проектами за пределами России, делаем первые шаги на новых рынках — это увлекательно и очень сложно.

Катя Штарева и Таня Пантелеева. Фото предоставлено «Бумаге» героинями

Мотивация: придумывать выходы из кризисных ситуаций

Таня: У нас никогда не было момента, чтобы мы всерьез думали, что закроемся. Пожалуй, только один раз, когда покупали в первый офис стулья, мы заговорили о том, что будем с ними делать, если закроемся. Но быстро успокоились: «Ничего, стулья продадим!»

Катя: Миссия нашего агентства — соединять людей и идеи. Это мысль, которую я часто прокручиваю в голове и думаю, что возможность придумывать, реализовывать идеи, идеи коллег, соединять их с идеями клиентов, с разными людьми, которым эти идеи могут понравиться или не понравиться — это самая большая ценность для меня. Меня очень мотивирует, что то, что родилось в моей голове, может стать реальностью.

Таня: Всегда можно что-то придумать и нет такой точки, в которой можно остановиться и сказать себе: «Вот теперь всё, нас больше никаким кризисом не удивить». В этом бизнесе есть неограниченное количество как проблем, так и решений. И есть уверенность, что мы всегда что-то придумаем.

Разбираемся, что на самом деле происходит

Оформите платеж в пользу редакции «Бумаги»

поддержать

Что еще почитать:

Фото обложки предоставлено «Бумаге» героинями

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.